Философская энциклопедия - евклид из мегары
Евклид из мегары
ЕВКЛИД из Мегары
ЕВКЛИД (Ευκλείδης) из Мегары (ум. после 369 до н. э.) — греческий философ, последователь Сократа, основатель Мегарской школы. По преданию, именно к Евклиду приехали искать убежища афинские друзья Сократа (в т. ч. и Платон), устрашенные событиями, связанными с его казнью. Взгляды Евклида, по мнению античных доксографов, сформировались под влиянием не только Сократа, но и Парменида: “существует только одно благо, лишь называемое разными именами: иногда мудростью, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями, а противоположное благу он отрицал, заявляя, чтоего не существует” (Diog. L. II 106). Вероятно, это было утвердившимся мнением древних, ибо и Цицерон причисляет Евклида к элейской традиции в философии (Acad. Pr. 2.42.129). Монизм Евклида также выражался в признании им одного бытия (Euseb. Рг. Eu. XIV 17, l), одной добродетели (Diog. L. VII 161). Евклид не допускал умозаключений по аналогии, к которым систематически прибегали Сократ и Платон: заключения по аналогии опираются или на сходное, или на несходное; если на сходное, то лучше обращаться к самому предмету, а если на несходное, то и сама аналогия неуместна (II 107). Как все видные сократики, Евклид писал сократические диалоги: “Ламприй”, “Эсхин”, “Феникс”, “Критон”, “Алкивиад” и “О любви” (не сохранились).
В историко-философской литературе нач. 20 в., зависимой от Ф. Шлейермахера и Э. Целлера, было принято считать, что у Евклида и мегариков было какое-то свое учение об идеях, очень напоминающее платоновское, и что именно мегарики были теми “друзьями идей”, которые критикуются в платоновском “Софисте” (246Ь-с, 248а), однако после статьи Пмлеспи эта гипотеза историками философии была оставлена.
Фрагм. и свидетельства: Giamantoni G. (ed.). Socratis et Socraticomm Reliquiae, vol. 1. Napoli, 1990, p. 377-388. Лит.: Gillespie С. Si. — “Archiv für Geschichte der Philosophie”, 1911, 24,218—241. См. также лит. к ст. Мегарская школа.
М. А. Солопова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.