Философская энциклопедия - франк филипп
Франк филипп
ФРАНК Филипп
(Frank), (20 марта 1884 – 21 июля 1966) – философ и физик, представитель неопозитивизма. Родился и получил образование в Вене, с 1912 – преподаватель теоретич. физики Пражского ун-та, в 1938 эмигрировал в США (Гарвардский ун-т).
Взгляды Ф. сложились под влиянием идей Маха, а также конвенционализма Пуанкаре и Дюгема. Разделяя антиметафизич. (антифилософскую) позитивистскую направленность махизма, Ф. в то же время отвергал его крайний эмпиризм, недооценку роли творч. концептуальной активности в науке. Примыкая в 20–30-е гг. к Венскому кружку и к движению логического позитивизма, Ф. занимается гл. обр. анализом исходных понятий физики и исследованием отношения ее конкретно науч. содержания к ее филос. истолкованиям: он противопоставляет одно другому в соответствии с принципом верификации (см. Верифицируемости принцип). Однако уже в 30-е годы Ф., отрицая за метафизикой познават. значение, тем не менее, в отличие от др. представителей логич. позитивизма, обращает внимание на роль философии в истории интеллектуальной жизни и выступает против поспешного отказа от рассмотрения содержания филос. учений как "бессмысленных". Эта тенденция, утвердившаяся в совр. позитивизме, отходящем от радикального сциентизма 30-х гг., усиливается в более поздний период деятельности Ф. Он подчеркивает роль философии в системе культуры, в удовлетворении опред. духовных и социальных потребностей. Философия, по Ф., всегда стремилась связать абстрактные положения науки с обыденным здравым смыслом, выработав тем самым единый и доступный обыденному пониманию взгляд на мир, из к-рого вытекал бы также определ. тип морального поведения и организации человеч. деятельности. Совр. "философия науки", с т. зр. Ф., показывает, что этот "филос. взгляд на мир" не может быть научно обоснован. Это не снимает, однако, задачи "сопряжения" данных естеств. науки с представлениями о человеке и обществе. Выступая в качестве регулятора человеч. поведения, "философия науки", по Ф., становится "социологией науки" или "прагматикой науки". Она осуществляет, хотя и на иных, чем традиц. философия, основах, извечный гуманитарно ориентированный идеал духовной культуры, ликвидирующий свойств, совр. эпохе разрыв гуманитарной и естеств.-науч. сфер. Ф. занимался также теорией относительности, критикой витализма и, в особенности, вопросами логики науки, в частности строения науч. знания, роли и структуры операцион. определений, отношения физич. теории и логич. и математич. исчислений, оправдания гипотез.
Соч.: Das Kausalgesetz und seine Grenzen, W., 1932, Das Ende der mechanischen Physik, W., 1935, La fin de la physique mécamste, Ρ., 1936, Interpretations and misinterpretations of modern physics, Ρ., 1938, Between physics and philosophy, Camb. (Mass.), 1941; Foundations of physics, "International Encyclopedia of Unificed Science", 1946, v. 1, No 7; Comments on realistic versus phenomenahstic interpretations, "Philosophy of Science", 1950, v. 17, No 2; Relativity – a richer truth, L., 1951, Einstein: his life and times, Ν. Υ., 1953, Modern science and its philosophy, Camb., 1961, в рус пер.: Философия науки Связь между наукой и философией, Μ., 1960.
В. Швырев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.