Философская энциклопедия - франк себастьян
Франк себастьян
ФРАНК Себастьян
(Franck), (1499–1542) – нем. историк, философ, деятель левого крыла Реформации. Столкновения с лютеранским духовенством привели Ф. к отказу от сана проповедника и способствовали сближению его с анабаптизмом. С 1528 Ф. странствовал по Германии, подвергаясь гонениям духовенства и властей.
Филос. воззрения Ф. отмечены влиянием двух различных тенденций: апофатич. и пантеистич. мистики, противополагавшей себя офиц. церк. догматике, и рационализма Ренессанса. Основу его онтология, представлений составляет концепция абсолютного, полностью следующая апофатич. традиции Экхарта – Таулера: абсолютное, или дух, есть "...всё во всём, и, одновременно – ни одна из вещей ...невидимое, необъятное, вечное самодовлеющее Благо, сущность всех сущностей" ("Paradoxa", В., 1966, S. 19). Подобная концепция, содержащая в себе существенные элементы пантеизма, на основании к-рых К. Маркс квалифицировал Ф. как "...настоящего мистического пантеиста" (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 7, 1940, с. 179), – характерный образец мистики божеств. ничто. Более самостоят. характер имеет учение Ф. об отношении бога и человека. Отношение это трактуется Ф. спиритуалистически и притом как сугубо имманентное: бог есть дух, к-рый раскрывается в человеке и действует в нем как "искорка" (Fünklein – традиц. термин нем. мистики) его божеств. сущности или же "внутреннее слово". Это отношение бога и человека не может регламентироваться никакими предустановленными формами. Отсюда вытекает негативное отношение Ф. к культовой стороне религии, к догматам и любым санкционированным выражениям религиозного. Истинной церковью, согласно Ф., является церковь невидимая, объединяемая лишь силою внутреннего слова, единств, выражением к-рого Ф. считает нравственное действие.
В том, что этика занимает центр. положение в структуре религ. учения, в антидогматич. характере этой этики и этой структуры перекрещиваются как мистич., так и рационалистич. тенденции Ф. В ряде др. моментов его учения и деятельности преобладает рационалистич. тенденция: в аллегорич. и историч. интерпретации Ф. ветхозаветного откровения, в его взглядах на роль и методологию науки, наконец, в его обширной просветит. деятельности. Ф. – автор "Космографии", первой книги по географии на нем. яз., и ряда книг по истории.
Лит.: Левен В. Г., Историч. взгляды С. Ф., в сб.: Ср. века, вып. 6, М., 1955; его же, Филос. воззрения С. Ф., "ВФ", 1958, No 10; Heglеr Α., Geist und Schrift bei S. Franck, Freiburg, 1892; Reimann Α., S. Franck als Geschichtsphilosoph, В., 1921; Stadelmann R., Vom Geist des ausgehenden Mittelalters, Halle, 1929; Kommoss R., S. Franck und Erasmus von Rotterdam, В., 1934.
С. Хоружий. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.