Философская энциклопедия - фридман
Фридман
ФРИДМА́Н
(Friedmann), Жорж (р. 13 мая 1902) – франц. социолог. В 1929–39 – преподаватель. Во время войны – участник Движения Сопротивлений. В 1945 – ген. инспектор по технич. образованию. Проф. Ин-та политич. исследований Парижского ун-та (1949–62), президент Междунар. социологич. ассоциации (1956–59). В 1958–64 – президент латиноамер. Фак-та социальных наук в Сантьяго (Чили). Редактор журн. "Sociologie du travail". Вначале занимался историей философии, преим. развитием и кризисом идеи прогресса в 20 в. ("La crise du progrès", P., 1936; "Heidegger et la crise contemporaine de l'idée du progrès", в журн. "Cahiers internationaux de sociologie", 1954, v. 16). В дальнейшем – один из ведущих представителей (наряду с П. Навилем) франц. школы социологии труда, для к-рой характерно рассмотрение труда не только с т. зр. его функционирования в пром. орг-ции, но с более широких социально-филос. позиций. Анализируя труд в связи с социальной структурой, эволюцией техники и различными социальными процессами (рабочее движение, увеличение досуга и пр.), Ф. дает острую критику совр. форм труда. Разделение труда, расчленение его на частичные функции приводит, по Ф., к дегуманизации труда и вызывает у рабочего психологич. напряженность и неудовлетворенность трудом. Человек уже не может проявить в труде свою личность. По мнению Ф., ни прогресс техники, ни изменение формы собственности не решает острых социальных и социально-психологич. проблем дегуманизированного труда.
Вместе с тем он не отрицает, что социальная структура оказывает существ. влияние на взаимоотношение техники и человека. Так, если рабочий чувствует себя членом демократически организованного пром. коллектива, это может уменьшить отрицат. влияние специализированного труда. Но, по Ф., автоматизация, уничтожающая расчлененный труд, может стать реальностью лишь в будущем, что приведет к радикальному изменению капиталистич. социальной структуры. На совр. ступени развития она приводит к новым формам разделения специализированных функций. Смысл социологии труда Ф. видел в том, чтобы в совр. условиях найти формы повышения ценности труда в интеллектуальном, моральном и социальном плане и способы реализации личности вне трудовой деятельности. При этом Ф. не видит качеств. различия в условиях пром. труда в капиталистич. и социалистич. странах.
Соч.: Problèmes du machinisme en URSS et dans les pays capitalistes, P., 1934; Leibnitz et Spinoza, P., 1946; Automatisme et travail industriel, "Cahiers internationaux de sociologie", 1946, v. 1; Humanisme du travail et humanités, P., 1950; Perspectives françaises d'un humanisme du travail, "Esprit", 1954, an. 22, No 6; Traité de sociologie du travail, v.l–2, P., 1961 (совм. с P. Naville); Machine et humanisme, v. 2 – Les problèmes humaines du machinisme industriel, P., 1961: Le travail en miettes, P., 1964; Fin du peuple juif?, P., 1965; Où va le travail humain?, P., 1967.
H. Наумова. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.