Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - григорий из римини

Григорий из римини

ГРИГОРИЙ из Римини

ГРИГОРИЙ из Римини

ГРИГОРИЙ из Римини (Gregorius de Arimino, Ariminensis; Gregorio Novelü da Rimini) (ок. 1300, Римини—ноябрь 1358, Вена) — итальянский теолог, философ и естествоиспытатель; “подлинный доктор” (doctor authenticus). Бакалавр искусств (1323), магистр теологии (1345). Преподавал в Париже (1323—29, 1341—51) и городах Италии. Генерал Ордена братьев-отшельников св. Августина (1357—58). Главное сочинение: “Чтение на первую и вторую книги “Сентенций”” Петра Ломбардского (Lectura super Primum et Secundum Sententiarum).

Будучи убежденным августинианцем, Григорий тем не менее разделяет и многие номиналистские положения, изложенные его современником У. Оккамом. Согласно Григорию, т. к. содержание науки составляет лишь знание об универсальном и необходимом, ее объектом не может быть внешняя, чувственно воспринимаемая реальность, включающая в себя только случайное и единичное. Единственно возможный объект науки находится в пределах самой души и есть та умственная реальность, что состоит из доказуемых и логически обосновываемых смысловых значений, к которым приводят умозаключения (significata conclusionum). Универсальное познание (notitia universalis) т. о. связано не с реально существующими универсалиями, но со знаками, представляющими группы индивидуумов. Исходя из этого, Григорий настаивает на первенстве интуиции, посредством которой субъект осуществляет как относительное познание внешнего мира, так и абсолютно несомненное познание внутреннего, собственного бытия — здесь он опирается на Августина (“О Троице”, кн. XV, гл. 12): никакое бытие не может быть более известно человеку, чем его собственное. Заостряя внимание на совершенной недетерминированности акта свободного божественного произволения и — как следствие—на наличии непреодолимой пропасти между Богом и всем тварным миром, Григорий исключает истины веры (в т. ч. и сам факт бытия Божьего) из области логического доказательства, применимого не к “мудрости” (sapientia) теологии, но лишь к знаниям “науки” (scientia). Объекты же и явления, с которыми имеет дело естественный опыт,—случайны, ибо всегда могут быть изменены, если Бог этого пожелает. Т. о., даже если признается, что мир конечен во времени и пространстве и что численно он один, нет никаких препятствий к тому, что Бог не сделает его бесконечным и вечным или не сотворит, помимо нашего, иные миры. Одобряя и развивая аргументацию Фомы Брадвардина относительно решающей роли божественного предопределения в процессе возникновения и течения событий тварного мира, Григорий, хоть и не без колебаний, принимает его тезис.

Проводя строгое различие между упорядоченным могуществом Бога (potentia ordinata) и его абсолютным могуществом (potentia absoluta), Григорий—в отличие от таких оккамистов, как, напр., Адам Вудхэм—не использовал его в качестве основания для выводов и интерпретаций, подрывающих традиционные догматические положения. Так, он признавал невозможным, чтобы божественная свобода вступала в противоречие с его же собственной природой и совершенными атрибутами: Бог, т. о., не может быть несправедлив, не может обманывать человека, велеть человеку грешить, ненавидеть Его или не верить в Него, ибо в этом случае Он уже не был бы Богом.

Естественнонаучные интересы Григория близки научным интересам его современников—представителей Оксфордской и Парижской школ (вопрос о математической непрерывности и бесконечности, рассматриваемый в его “Чтении”, и др.).

Соч.: Lectura in Primum et Securidum librum Sententiarum, ed. D. Trapp et al.—“Spätmittelalter und Reformation. Texte und Untersuchungen”, vol. 9. В., 1979.

Лит.: LeffG. Gregory of Rimini: Tradition and Innovation in Fourteenth Century Thought. Manchester, 1961; V-app D. New Approaches t Gregory of Rimini.—“Augustinianum” 1962, 2, p. 115—130; Vignaux P. Justification et prédestination au XIV siècle. Duns Scot, Pierre Auriol. Guillaume d'Occam et Grégoire de Rimini. P., 1934; Wùrsd'orfer J. Erkennen und Wissen nach Gregor von Rimini. Mьnster i. W., 1917.

A. M. Шишков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое григорий из римини
Значение слова григорий из римини
Что означает григорий из римини
Толкование слова григорий из римини
Определение термина григорий из римини
grigoriy iz rimini это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):