Философская энциклопедия - грот николай
Грот николай
ГРОТ Николай
ГРОТ Николай Яковлевич (18 (30) апреля 1852—23 мая (4 июня) 1899, с. Кочеток, Харьковская губ.]—русский философ. Родился в семье академика-филолога Я. К. Грота. Окончил историко-филологический факультет СанктПетербургского университета, где получил золотую медаль за сочинение “Опровержение Платона и пифагорейцев по метафизике Аристотеля”. После заграничной командировки в Германию получил профессорское звание и работал в Историко-филологическом институте в Нежине. С 1883—профессор Новороссийского университета в Одессе, с 1886—профессор Московского университета, где и преподавал философию до конца жизни. Один из создателей Московского психологического общества, первый редактор журнала “Вопросы философии и психологии” (с 1889). В 1879 защитил магистерскую диссертацию “Психология чувствований”, в 1882—докторскую “К вопросу о реформе логики”. В начале своего философского развития Грог—позитивист, испытавший влияние идей Г. Спенсера, отрицательно относившийся к философий и тяготевший к психологии. Его первые исследования посвящены психологии сновидений и чувствований. Он отстаивает даже физиологический подход к психике, определяя чувствование как субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой веществ в нашем организме и их накоплением. Психика возникает как интериоризация внешнего, как переход во внутреннюю деятельность, движения и волевые усилия того, что затем вновь выражается во внешнем действии. С позиций психологизма Грот пытается реформировать логику, которая совпадает у него с теорией познания, с учением об умственных процессах (ассоциация, диссоциация, дизассоциация, дезинтеграция, дифференциация).. Философия чувства привела Грота к переосмыслению роли метафизики, что совпало с сильным воздействием на него эстетического пантеизма Д. Бруно. Грот приходит к идее мировой души, мирового субъекта и радикальному изменению своих философских взглядов. Из эволюциониста и психологиста он становится метафизиком, от позитивистского отрицания метафизики он переходит к утверждению надэмпирической реальности, от отрицания свободы воли — к ее защите. В статье “Что такое метафизика?” (1890) последняя рассматривается как научный элемент в философии, ее задача—умозрительное определение абсолютно достоверных и обязательных качественных отношений опыта, как внутреннего, так и внешнего, ума и объективной деятельности. Закон однообразия природы признается критерием истины. Центральным понятием метафизики Грота является понятие силы, которое объединяет в себе силы духа и силы материи. Всякая активная сила—порождение духа, материя—проявление пассивной силы. Развитие последней от природных сил к единой, силе жизни, а затем к силе сознания приводит его к утверждению познаваемости духовной силы, причем познаваемости с помощью эмпирической психологии. Под влиянием философии А. Шопенгауэра Грот отстаивает примат “мировой воли”, вложенной Богом в природу и исполненной нравственным содержанием. В статьях о времени он развертывает концепцию человека как воплощения мирового разума и одновременно своеобразной индивидуальности, обладающей сверхвременным бытием. Соч.: Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879—80; К вопросу о реформе логики. 1882; Отношение философии к науке и искусству. К., 1883; Философия и ее общие задачи. СПб., 1904.
Лит.: Н. Я. Грот в очерках, воспоминаниях, письмах... СПб., 1911. А. П. Огурцов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.