Философская энциклопедия - психика
Психика
ПСИХИКА
(от греч. psychikos — душевный) — специфический способ функционирования души. Традиционно психическая реальность противопоставляется, с одной стороны, физиологии организма, понимаемой биохимически, с др. — понятию «душа», воспринимаемому как метафизическая сущность. Посредством П. субъект строит картину внешнего мира, в которой упорядочены события настоящего, прошлого и возможного будущего, и, используя эту картину, регулирует и организует свою деятельность. П. есть и у животных, однако современная психология считает, что только у человека присутствует специфическая высшая стадия развития П. — сознание.
Обычно в качестве психических феноменов рассматриваются мысли, чувства, ощущения, восприятия, память, образы, переживания, представления, умственные акты, мотивации и желания и т.д. Выделяются следующие, не сводимые друг к другу категории психической реальности: 1) образ (через него выражается гносеологическое отношение П. к окружающему миру); 2) действие (единичный акт, сложной системой таких актов является поведение); 3) мотивация; 4) коммуникация (психосоциальное отношение, не сводимое к способам отношения отдельного субъекта к окружающему миру); 5) индивид, или личность (интегральное понятие, указывающее на уникальность каждой конкретной особи).
Проблемы психического функционирования, наряду с общим противопоставлением душевное — телесное, были в центре филос. дискуссий многих школ в психологии, вследствие чего невозможно выделить нейтральное определение П. Достаточно долго в философии использовалось только понятие души (духа), понятие «П.» возникло лишь сравнительно недавно, в кон. 19 в. У каждой школы психологии сложилось свое представление о том, какой частью целостного явления П. занимается она сама, и свое понимание П. как целого.
Западноевропейская рационалистическая традиция, которая берет начало с Аристотеля и важнейшим представителем которой был Р. Декарт, указывает на следующие признаки, присущие всем психическим феноменам: явления собственной психической реальности даны каждому с непосредственной очевидностью; такой прямой доступ возможен только к собственным психическим состояниям, в то время как об аналогичных состояниях др. можно судить лишь косвенно; в наличии у себя П. и в ее сознательном содержании каждый уверен абсолютно; все психические феномены не имеют пространственной протяженности и локализации (независимо оттого, какие свойства присущи их материальному субстрату); большинство психических феноменов характеризуется интенциональностью, содержательной направленностью (мысль о ч.-л., переживание ч.-л.).
В школах глубинной психологии подчеркивается многоуровневое строение П.: бессознательная часть (составленная преимущественно инстинктами), сознательная (доступная самонаблюдению и являющаяся источником волевой регуляции поведения), сверхсознательная (составляемая преимущественно социальными влияниями и установками). Гуманистическая психология подчеркивает динамику П. в процессе самоактуализации. В марксистской философии П. считалась формой отражения внешнего мира. Некоторые школы психологии изучают П. в той мере, в какой ее функционирование выражается внешне в доступных наблюдению телесных проявлениях (психофизиология, этология, бихевиоризм); фактически они примыкают к определению П. как отражения реальности. Некоторые современные школы, например трансперсональная психология, рассматривают П. как выходящую за пределы индивидуального Я.
Спецификой психического функционирования активно занимаются такие филос. направления, как феноменология, экзистенциализм и др.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.