Философская энциклопедия - хо ши мин
Хо ши мин
ХО ШИ МИН
(Hô-chi-Minh – псевдоним, настоящее имя Нгуен Тат Тханг) (19 мая 1890 – 3 сент. 1969) – деятель вьетнамского и междунар. коммунистич. движения, президент ДРВ, председатель ЦК Партии трудящихся Вьетнама (ПТВ). Родился в дер. Кимльен уезда Намдан провинции Нгеан. В 1912 эмигрировал из Вьетнама. В 1920 активно участвовал в кампании за организацию Франц. коммунистич. партии (ФКП). Во Франции сотрудничал в прогрессивных газетах "La vie ouvrière", "L'Humanité", основал еженедельную газ. "Le paria", разоблачавшую колониальную политику империалистов; организовал "Союз колониальных народов". На V конгрессе Коминтерна был избран членом его исполкома и членом комитета по пропаганде революции в колон. странах. В 1924–27, находясь в Китае, создал из числа Вьетнам, эмигрантов "Товарищество рев. молодежи Вьетнама" и др. рев. организации; издавал рев. газеты и книги. Здесь же он организовал курсы по подготовке кадров для рев. движения и марксистской партии во Вьетнаме.
В 1930 от имени Коминтерна X. Ш. М. объединил три параллельно действовавшие во Вьетнаме коммунистич. организации в единую компартию Индокитая (КПИК). В 1935 участвовал в VII конгрессе Коминтерна. В 1941, вернувшись на родину, X. Ш. М. продолжал руководящую работу по подготовке свержения ига япон. и франц. империалистов; он был избран председателем Лиги независимости Вьетнама (Вьетминь). После победы Августовской революции 1945 X. Ш. М. – глава Временного рев. правительства Вьетнама; с 1946 – президент ДРВ.
Впервые в истории Вьетнам, обществ. мысли X. Ш. M. дал анализ проблем Вьетнам, революции с позиции рабочего класса. Вьетнам. революция, согласно X. Ш. М., должна пройти два этапа: первый имеет нац.-демократич. характер; его цель – свержение империализма и ликвидация феодализма, осуществление лозунга: "Нац. независимость и земля тем, кто ее обрабатывает". Второй этап – осуществление социалистич. революции. Залог для ее победы X. Ш. М. видел в создании единого фронта всех патриотич. сил во главе с пролетариатом и его партией "...при одобрении и поддержке со стороны мирового революционного движения, в первую очередь могучего лагеря социализма..." (Избр. статьи и речи, М., 1959, с. 5).
Одной из гл. черт переходного периода, по X. Ш. М., "...является то, что мы перейдем к социализму, минуя этап капиталистического развития" ("Nhũng lòi kêu goi cũa Hô Chu tich", t. 6, Hanoi, 1962, tr. 15). Интенсивное развитие произ-ва, строжайшая экономия и рев. дисциплина, указывал X. Ш. М., позволят ускорить процесс построения социализма и превратить Сев. Вьетнам в прочную базу борьбы за объединение родины.
В своих выступлениях X. Ш. М. подчеркивал важность взаимосвязи между теорией и практикой. "...Теория бесполезна, если ее не применять на практике. Теорию изучают не затем, чтобы заниматься пустословием. Теория без практики мертва. Учиться надо, чтобы применить свои знания в работе" (Избр. статьи и речи, с. 336–37). X. Ш. М. требовал, чтобы общетеоретич. положения марксизма-ленинизма творчески применялись к конкретной обстановке Вьетнама, и в этой связи выступал против ревизионизма, догматизма и начетничества.
Существ. проблемой, к-рая занимала большое место в деятельности X. Ш. М., является воспитание коммунистов, кадровых работников и народа в духе рев. этики, социалистич. морали. В борьбе против феод. конфуцианской и бурж. морали X. Ш. М. разработал линию по воспитанию народа в духе рев. патриотизма и добродетелей: трудолюбие, бережливость, честность и справедливость. X. Ш. М. развивал такие (традиционные для восточной этики) категории, как воля, гуманизм, героизм, добро, зло, преданность и др., на новой классовой основе. X. Ш. М. считал самокритику и откровенную критику самым сильным организующим началом в партии, позволяющим вовремя исправить недостатки в ее работе и укрепить развитие новых, прогрессивных тенденций.
Пламенный патриот своей родины, X. Ш. М. вместе с тем выступал как последовательный интернационалист. Еще в работах 20-х годов он писал, что Вьетнам. революция – неотделимая составная часть мирового рев. процесса; важнейшая интернац. задача Вьетнам. революции – поддержка Советского Союза – первого в мире пролетарского гос-ва. X. Ш. М. выступал за тесное сплочение рабочего класса Вьетнама с трудящимися Франции и колон. народами всех стран в борьбе против общего врага. "Империализм, – писал он в 1924, – это спрут, присосавшийся одним щупальцем к пролетариату метрополий и другим – к пролетариату колоний. Для того чтобы убить его, надо отсечь оба щупальца. Если отсечь только одно из щупалец, то спрут продолжает жить, и другим щупальцем он присасывается к пролетариату, а на месте отсеченного щупальца рождается новое шупальце" ("Len an che do thuc dan", Hanoi, 1959). X. Ш. M. указывал на необходимость укреплять связи между социалистич. государствами, дружбу ДРВ с др. миролюбивыми странами.
Соч.: Nhuñg loòi kêu goi cùa Hô Chu tich, tâp. 1–6, Há-nôi, 1956–62; Con nguòi xã hôi chu nghĩa, Há-nôi, 1961; Hô Chu tich bán vê giáo duc, Há-nôi, 1962; в рус. пер. – Избр. статьи и речи, М., 1959; Тюремный дневник. Стихи, М., 1960; Мой путь к ленинизму, "Проблемы востоковедения", 1960, No 2; Ленинизм и освобождение угнетенных народов, М., 1960; О Ленине, ленинизме и нерушимой советско-вьетнамской дружбе, М., 1969.
Лит.: Мазаев Α., Рецензия на книгу Хо Ши Мина "Избр. статьи и речи", М., 1959, "Проблемы востоковедения", 1959, No 5; Подкопаев И., Труды славного сына вьетнамского народа, "Совр. Восток", 1959, No 9; Зеленцов В., Произведение выдающегося вьетнамского революционера, "Коммунист", 1960, No 1; Президент X. Ш. М. (Политич. биография), [пер. с франц.], М., 1963; Чан Зань Тиен, Рассказы о жизни и деятельности президента Хо Ши Мина, пер. с Вьетнам., М., 1958; Чыонг Тинь, Президент Хо Ши Мин, любимый вождь вьетнамского народа, Ханой, 1966.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.