Философская энциклопедия - идеомоторный акт
Идеомоторный акт
ИДЕОМОТО́РНЫЙ АКТ
(от идея и лат. motor – приводящий в движение) – движение или двигат. импульс, возникающие непроизвольно под влиянием яркого представления о движении или напряженного его ожидания. Пример И. а.: невольный наклон головы и туловища в сторону цели, к к-рой направляется движущийся предмет (напр., катящийся к лузе биллиардный шар), фиксируемый взглядом. Точное описание подобного невольного движения содержится в письме Э. Шеврёля к Амперу и в спец. статье того же автора (Сhevreul M. E., De la baguette divinatoire..., 1854). Термин И. а. предложен У. Карпентером. – англ. физиологом и психологом 19 в., посвятившим спец. главу своей книги "Основания физиологии ума..." анализу И. а. Карпентер привел убедительные для своего времени доказательства для рациональной, антиспиритуалистич. трактовки явлений, наблюдавшихся при распространенной в сер. 19 в. игре с подвешенным на нитке к пальцу кольцом, совершавшим, помимо воли человека, якобы целевые движения, и особенно при сеансах столоверчения, породивших не только в невежественной среде, но и среди образованных людей веру в потусторонних духов и в возможность общения с ними. Карпентер писал: "Продолжительное сосредоточение внимания на известной идее придает ей силу, г о с п о д с т в у ю щ у ю не только над умом, но и над телом; мускулы же становятся непроизвольными орудиями, посредством которых идея переходит в действие" (указ. соч.
, рус. пер., т. 1, СПБ, 1877, с. 251). Такая т. зр. на И. а. утвердилась в эмпирич. и экспериментальной психологии 19–20 вв., не подвергшись сколько-нибудь значит. изменениям и не сделавшись предметом спец. исследований. Лишь у Джемса дана более глубокая трактовка И. а. (см. "Психология", П., 1922, с. 329). Джемс связывал И. а. с действием "противоположных нервных сил": силы возбуждения и силы задержки, распространяя это действие на все движения, включая мимику, жесты и т. п. Такое широкое толкование И. а. вытекает из концепции Дарвина о происхождении выразительных движений. Дарвин подвергает анализу извлеченное из сочинений Шеврёля описание характерного для игрока в биллиард И. а. и приходит к выводу, что объяснение происхождения подобных И. а., так же как и большого числа мимич. движений, следует искать в принципе ассоциированных привычек, или, в переводе на совр. терминологию, условных рефлексов (см. "Выражение эмоций у человека и животных", в кн.: Соч., т. 5, М., 1953, с. 695). Если вопрос о генезисе И. а. приобрел ясность после Дарвина, то раскрытием физиологич. механизма И. а. наука обязана И. П. Павлову. "Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинэстезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите", – писал Павлов (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 316), подчеркивая общепризнанность самого факта существования И. а. Объяснение этого факта Павлов обосновал с помощью экспериментов, показавших, что "кинэстезическая клетка, раздражаемая определенным пассивным движением, производит это же движение, когда раздражается не с периферии, а центрально" (там же). Таким образом, И. а. в своем материалистич. истолковании является частным случаем единства физиологического и психического в жизнедеятельности организма. Совр. электрофизиология еще больше углубила понимание природы И. а., накопив новые факты, наглядно демонстрирующие влияние двигат.образа или представления на возникновение импульсов на периферии. Родственные генетич. корни объединяют И. а. с идеомоторными рефлексами Пильца, впервые подметившего расширение зрачка при одном только представлении темных полос.
Лит.: Карпентер У., Основания физиологии ума с их применениями к воспитанию и образованию ума и изучению его болезненных состояний, пер.
с англ., т. 1, СПБ, 1877, с. 238–70; Боровский В. М., Мускульные напряжения и мыслительный процесс, в сб.: Рефлексы, инстинкты и навыки, т. 2, М., 1936.С. Геллерштейн. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.