Философская энциклопедия - иоанн имастасер
Иоанн имастасер
ИОА́НН ИМАСТАСЕ́Р
Иоанн Софист (р. ок. 1045–55 – ум. в 1129) – арм. ученый, философ и богослов, реформатор арм. календаря. Согласно И. И., все предметы сотворенной богом природы являются сочетанием четырех элементов (воздуха, земли, воды, огня) и имеют свою качеств. определенность. Вследствие соединения в предметах различных элементов "природа любого предмета бывает противоречивой" (Матенадаран, рукопись 2595, с. 255а). Когда "уравновешенность" элементов в предмете сильно нарушается, предмет разлагается. Все в мире изменяется, имеет начало и конец. Все явления природы причинно связаны друг с другом.
Познание, по И. И., невозможно без участия органов чувств, однако только разум может вникнуть в сущность явлений. Органы чувств открывают свои двери перед внешним миром тогда, когда это диктуется разумом. Знания по отношению к природе вторичны: "...не мысль подтверждает предмет, а предмет – мысль, и поэтому в предметах надо искать истину" (цит. по кн. А. Г. Абраамян, Труды Ованеса Имастасера, Ер., 1956, на арм. яз., с 238). "По отношению к мысли сущность предметов первична, и мысль не может изменить первичное" (там же, с. 278). И. И. отвергал авторитет в установлении науч. истин. Большое место в познании он уделял опыту: "Без опыта мнение не может быть достоверным без исследования и опыта не следует верить всякой мысли" (Матенадаран, рукопись 2595, с. 250а). С позиций номинализма И. И. утверждал, что "первичной и преимущественной сущностью являются индивиды" (там же, рук. 2751, с. 218а). И. И. считал, что иск-во есть подражание природе, что его источником является природа, а не божеств. откровение, как твердили отцы церкви.
Лит.: Чалоян В. К., История армянской философии, Ер., 1959, с 221–31; на арм. яз.: Григорян Г. О., Филос. взгляды Иоанна Имастасера, "Историко-филологич. журн.", 1958, No 3.
Г. Григорян. Ереван.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.