Философская энциклопедия - иоанн ерзынкаци
Иоанн ерзынкаци
ИОА́НН ЕРЗЫНКАЦИ
(по прозвищу – П л у з; 13 в.) – арм. ученый и поэт, обществ.-политич. деятель. В произведениях И. Е. (сохранилось более 65 прозаич. трудов, 22 стих. и др.) рассматриваются вопросы философии, естествознания и др. наук. На формирование взглядов И. Е. оказали влияние как античная, эллинистич. философия, так и предшествовавшая арм. филос. и естеств.-науч. мысль (Давид Анахт, Анания Ширакаци, Иоанн Имастасер и др.). Приписывая сотворение мира богу, И. Е. вместе с тем пытался объяснить явления природы и из нее самой.
Эти мысли противоречили религ. догмам. Согласно И. Е., "... все существующее возникло из материи" (Матенадаран, рукопись 6670, с. 106а), к-рая существует в четырех формах: "материя ремесла" (как дерево для плотника, железо для кузнеца и т.д.), "материя природы" (четыре элемента, из к-рых состоят животный и растит. миры и "все то, что находится под луной"), "...общая материя" (из к-рой состоят небесные светила) и "первоматерия" (основа и начало всего сущего).
Эта последняя форма материи, в отличие от остальных, не поддается чувств. восприятию. Качеств. разнообразие природы есть результат смешения четырех элементов, при к-ром каждый элемент в разных предметах приобретает различные качества. "Все предметы природы в движении сохраняют свое существование" (там же, рукопись 2173, с. 62б). "Природа не остается вечно неподвижной и не является непрерывно текущей, а есть нечто среднее между этими противоположностями; она находится в движении и покое и только таким образом сохраняется характер существующего" (там же, с. 298б). Уничтожение означает лишь изменение вида материи, "...вещество, материя никогда не уничтожаются" (там же, рук. 6670, с. 96а). Органы чувств, по И. Е., являются как бы воротами города: если ворота закрыты, то царь – разум, сидящий в городе, не может рассуждать о внешнем мире. Место пребывания разума – головной мозг человека. Душа и тело находятся, по И. Е., в единстве; состояние тела влияет на состояние души и наоборот. И. Е. отрицал мистич. идею спасения души через умерщвление плоти.Лит.: Чалоян В. К., История армянской философии, Ер., 1959, с. 274–80; Григорян Г. О., Гносеологические взгляды Ованнеса Ерзикаци, "Изв. АН Арм. ССР". Обществ. науки, 1961, [No] 4, с. 47–60; на арм. яз.: Срапян А., Ованес Ерзнкаул. Исследование и тексты, Ер., 1958; Аревшатян С., Неизвестное философское сочинение Иоанеса Ерзнкаци, "Вестник Матенадарана", 1958, No 4.
Г. Григорян. Ереван.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.