Философская энциклопедия - кантемир дмитрий
Кантемир дмитрий
КАНТЕМИР Дмитрий
(26 окт. 1673 – 21 авг. 1723) – представитель передовой культуры 18 в. румынского и молдавского народов; писатель, историк, философ, гос. деятель. Будучи господарем Молдавии (1710–11), К. направлял политику страны на союз с Россией. В 1711 он эмигрировал в Россию, где стал советником Петра I. В России К. продолжил свою науч. деятельность. В 1714 он был избран членом Берлинской академии. Нек-рые из трудов К. ("История возвышения и упадка Оттоманской империи" – "Istoria imperiulul Otomanu, crescerea şi scăderea lui", 1714–16, и др.) имели широкое распространение в Европе.
К. был сторонником централизов. гос-ва, боролся против тенденций феод. раздробленности. В своих трудах он раскрывал отрицат. влияние тур. ига на экономич., политич. и культурное развитие родного народа.
Общее направление филос. взглядов К. до 1700 – теологич. идеализм. В работе "Диван, или Спор мудреца с миром" ("Divanulu sau galceaviu intielleptului eu lumea", 1698) К. излагал этич. концепцию, в к-рой заметно сильное влияние стоицизма и христ. теологии. В сочинении "Неописуемый образ священной науки" ["Sacro-sanctae scientiae indepingibilis imago", 1700, впервые изд. под назв. "Метафизика" ("Metafizica") на рум. яз., Бухарест, 1928 ] прежнее абсолютное влияние теологии уменьшается; здесь содержится критика аристотелевской теории о соотношении времени и движения, а также полемика с платоновским отрывом идеи, образа от содержания. Работа К. "Всеобщая сокращенная логика" ("Соmpendiolum universae logices institutiones", см. Соч., Бух., т. VI, 1883), написанная в духе схоластич. логики, содержала и элементы материализма.
В последующих сочинениях К. растут элементы рационализма. Стремясь к теоретич. обобщениям, К. утверждал, что история – это бесконечное чередование прогресса и регресса. Гос-ва (у К. – монархии), как и все историч. явления, "должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться, рождаться и умирать, иметь какой-то конец" ("Interpretared naturală a monarhiilor", в кн. "Texte privind dezvoltarea gîndirii social-politice din Rominia", p. 71). "Как нас учит разум и опыт, – писал К., – из распада, из смерти одного предмета зарождается другой" (там же). К. настаивал на существовании объективных законов и на способности науки их открыть. Утверждая, что смысл действий неумолимых законов определен божеством, К., однако, признавал и возможность свободных действий человека. У К. содержится также важная мысль о значении чувств. опыта: "Все знания извлекаются из того, чему нас научают чувства" (Соч., т. VI, на рум. яз., р. 34).
Соч.: Istoria Ieroglifică, Buс, 1883; Monarchiarum physica examination, 1714, "Studii", 1951, No 1; Descriptio Moldaviae, "Α. F. Büsching's Magazin für die neue Histoire und Geographie", Hamb., 1769–70; в рус. пер. – Описание Молдавии, M., 1789; Hronicul vechimii a romano-moldo-vlahilor, t. 1–2, Jasi, 1835–36; на рус. яз.: Книга, система или состояние мухамеданской религии, Петербург, 1722.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 663–66; Εрмуратский В., Общественно-политические взгляды Дм. Кантемира, Кишинев, 1956; его же, Некоторые философские категории в трудах Д. Кантемира, "Изв. Молд. филиала АН СССР", Кишинев, 1958, No 3; Берков П. Н. и Степанов В. П., Материалы для библиографии изданий А. Д. и Д. К. Кантемиров и литературы о них (1917–1959), в кн.: Проблемы рус. просвещения в литературе XVIII в., М.–Л., 1961; Ρasсu G., Viata ţi operele lui D. Cantemir, Buc., 1924; Ciobanu St., D. Cantemir in Rusia, Analele Academiei Romîne, Buc., 1925; Minea I., Despre Cantemir (omul scriitoral -domnitorul), Jasi, 1926; Gulian C. I., Dimitrie Cantemir -mare patriot şi învăţat, "Lupta de clasă", Buc., 1953, No 9; Panaitescu P. P., D. Cantemir viaţa şi opera, Buc., 1955.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.