Философская энциклопедия - катков
Катков
КАТКО́В
Михаил Никифорович (1 янв. 1818 – 20 июля 1887) – рус. публицист, отразивший в своем идейном и политич. развитии первый из историч. этапов поворота рус. либеральной буржуазии от демократии к защите реакции (см. В. И. Ленин, Соч., т. 18, е. 250–51); в философии – идеалист. Учился в Моск. ун-те (1834–38). Был близок к кружку Станкевича. Сотрудник "Московского наблюдателя" (1838–1839) и "Отечественных записок" (1839–40). Адъюнкт Моск. ун-та по кафедре философии (1845–50), редактор "Московских ведомостей" (1850–55, 1863–87) и "Русского вестника" (1856–87). Ранние работы К. – попытка приложить философию Гегеля к рус. истории и лит-ре (см. "Отечественные записки", 1839, т. 4, No 6–7; т. 6, No 11; т. 9, кн. 3; т. 12, кн. 9–10).
В 1842–43 К. предпринял путешествие за границу; в Германии он слушал лекции "позднего" Шеллинга. Шеллинговская философия откровения пропитывала лекции по логике и истории философии, к-рые К. читал в Моск. ун-те в 40-х гг. На этих же началах, соединенных с принципом "разумности всего существующего", было построено и осн. филос. сочинение К. – "Очерки древнейшего периода греческой философии" (в сб. ст. "Пропилеи", кн. 1, 1851, кн. 3, 1853, отд. изд. 1853; отзыв Чернышевского см. Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 377–78). Растущая враждебность идеям революц. демократии, приведшая уже в 40-х гг. к разрыву с Белинским (1843), перерастает в сер. 50-х – нач. 60-х гг. в прямое нападение К. на Чернышевского и Герцена. В ст. К. "Старые боги и новые боги" (ж. "Рус. вестн.", 1861, No 1–2), направленной против материализма и посвященной гл. обр. нападкам на статью Антоновича "Современная физиология и философия", содержится издевательская оценка работ Чернышевского и угрозы по его адресу с фактич. доносом о его революц. деятельности (см. оценку этой статьи Писаревым– Соч., т. 1, 1955, с. 283–85). К. печатал в "Русском вестнике" (1861, апр., май) извлечения из статьи П. Юркевича, посвященной опровержению филос. идей Чернышевского. От помещичье-бурж. либерализма К. повернул во время первого революц. подъема в России (конец 50-х – нач. 60-х гг.) "...к национализму, шовинизму и бешеному черносотенству" (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 250). Резко враждебно встретил К. польское восстание 1863, он требовал расправы над революц. народниками, приветствовал реакц. манифест 1881 в области просвещения и т.д. Нападая на демократич. интеллигенцию, К. усматривал в ней оторванную от народа и враждебную ему группу и представлял самодержавие охранителем интересов нар. масс (см. тамже, т. 19, с. 154). Оплевывая рус. революц. традиции, К., говоря словами Огарева, "изволил швырнуть собственной грязью в людей 25-го года" – декабристов (Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 2, 1956, с. 500). "Верный сторожевой пес самодержавия", как К. себя называл, он одним из первых свидетельствовал о появлении в России "рабочего вопроса" (1885; см. В. И. Ленин, Соч., т. 5, с. 264; т. 8, с. 118; т. 19, с. 485).
Соч.: Собрание передовых статей Московских ведомостей с 1863 по 1887 г., [т. 1–25 ], М., 1897–98.
Лит.: История рус. критики, т. 2, М.–Л., 1958, с. 28, 29; Белинский В. Г., Избр. письма, т. 1–2, М., 1955 (см. Указатель); Неведенский С., Катков и его время, СПБ, 1888; Сементковский Р. И., M. H. Катков. Его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1892; Воспоминания Б. Н. Чичерина. Москва сороковых годов, [М. ], 1929, с. 59, 60, 174–77.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.