Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - киргизская философская и общественная мысль

Киргизская философская и общественная мысль

КИРГИЗСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

КИРГИЗСКАЯ ФИЛОСО́ФСКАЯ И ОБЩЕ́СТВЕННАЯ МЫСЛЬ

До Великой Октябрьской социалистич. революции киргизы не имели письменной лит-ры. Духовная культура народа, развивавшегося в течение мн. веков в условиях кочевого быта, при патриархально-родовых и патриархально-феод. отношениях, находила выражение в устном поэтич. творчестве. После присоединения к России (60–70-е гг. 19 в.), имевшего большое значение для развития Киргизии, ярко выявилась социальная природа различных направлений кирг. обществ. мысли.

Направление, выступавшее под названием "зар-заман" ("эпоха скорби"), выражало идеологию сходившего с историч. арены феод. класса – бай-манапства. Зар-заманисты стремились усилить влияние ислама на нар. массы с целью еще большего их закабаления. Одним из ранних представителей течения зар-заман был Калыгул, выступавший против присоединения Киргизии к России и в пессимистич. и мистич. "назидательных" песнях "предсказывавший" приближение конца мира. Другой зар-заманист Арстанбек (р. ок. 1824 – ум. ок. 1874), так же как и Калыгул, идеализируя патриархально-родовой быт, пытался доказать, будто в кирг. обществе до присоединения к России господствовало райское благополучие. Молдо Кылыч Шамырканов (1866–1917), выступивший в период, когда местная знать уже успела найти общий язык с царизмом, объявлял классовое деление общества божественным по происхождению. Нищету и страдания трудового народа он объяснял тем, что народ нарушает предписания корана. Гл. место в рассуждениях Молдо Кылыча занимали теологич. идеи предопределения.

Интересы трудящихся масс представляли в Киргизии 19 в. акыны-демократы. В противоположность зар-заманистам, отрицавшим социальное неравенство в патриархальных родах, Токтогул Сатылганов сознавал противо-положность стремлений эксплуатируемых и их притеснителей. Акын поднялся до критики всего царского гос. строя как угнетательского и крайне несправедливого. Вместе с тем он высоко ценил рус. народ и его культуру: необходимость дружбы угнетаемых масс различных национальностей была ясна Токтогулу. Токтогул был наивным материалистом, полагавшим, что материальным первоначалом является какое-то особое конкретное вещество – "текучая вода". Он доказывал бессмысленность россказней о загробном мире.

Другим видным представителем прогрессивного направления кирг. обществ. мысли конца 19 – нач. 20 вв. был нар. певец Тоголок Молдо (Баимбет) Абдрахманов. Поэтизируя труд земледельца, он призывал к созданию новых форм хозяйства, не связанных с кочевым образом жизни. Акын понимал глубокий вред, наносимый крестьянству проповедью служителей культа о братстве всех мусульман. Разоблачая мулл, ходжей и ишанов как лакеев бай-манапства, Тоголок наивно полагал, что причиной широкого распространения ислама является обман народа духовенством. В творчестве акына встречаются стихийно-материалистич. мотивы: происхождение мира он объяснял взаимопереходом четырех элементов – дождя, воды, ветра, огня ("Земля и ее дети" – "Жер жана анын балдары", опубл. 1939); он отрицал религ. учение о бессилии человека познать что-либо.

Против эксплуататоров народа были направлены и дореволюц. обличит. песни акына-импровизатора Барпы Алыкулова (1884 – 9 нояб. 1949), твердо верившего, что "пройдет адская жизнь, наступит справедливое время". Произведения Барпы "Что нужно тебе здесь" ("Эмине бар бул жерде"), "Хаджи Мадалы" ("Мадалы ажыга"), "Мулла-обжора" ("Сук молдо"), "Ишан-лжец" ("Алдамны эшен"), "Сбежавший ишан" ("Качкан эшен") и др. способствовали развитию критич. отношения кирг. крестьян к исламским верованиям. В песнях "Мир" ("Дyнуйо"), "Ак-Дильвар" ("Ак-Дилвар") Барпы призывал к активной, деятельной жизни, вступая тем самым в противоречие с утверждением ислама о самоотречении от "преходящего мира". В произв. "Смерть" ("Ажал"), отвергая религ. положение о воле бога как первопричине всего сущего, Барпы отстаивал принцип естеств. причинности. Первоосновой всех явлений природы он, подобно Токтогулу, считал "текучую воду". Но в отличие от Токтогула, Барпы был стихийным сторонником гелиоцентризма. "Солнце – центр всего сущего... Обновление всех видов Вселенной происходит действием Солнца", – утверждал он. В то время как др. состояния Вселенной меняются, Солнце существует вечно. В знании поэт видел результат "кропотливого изучения природы" и сильное орудие в борьбе с влиянием духовенства на народ. Токтогул Сатылганов, Тоголок Молдо и Барпы Алыкулов восторженно приветствовали Октябрьскую революцию 1917.

После установления Сов. власти Коммунистич. партия, борясь за претворение в жизнь идей марксизма-ленинизма, широко популяризирует среди местного населения теорию науч. коммунизма. Большую роль в распространении марксистского учения в Киргизии в послереволюц. годы сыграли выступления видных деятелей Коммунистич. партии и Сов. пр-ва, в частности М. В. Фрунзе и В. В. Куйбышева. Огромное значение имело издание в переводе на кирг. язык произведений Маркса, Энгельса, Ленина и их учеников.

Благодаря осуществлению культурной революции в Киргизии сформировались и выросли кадры нац. интеллигенции. В н.-и. ин-тах и вузах республики работают (янв. 1961) 2 доктора и ок. 20 кандидатов филос. наук. В аспирантуре при кафедре Кирг. ун-та (с 1940) и Секторе философии и права АН Кирг. ССР (с 1959) подготавливаются науч. кадры по диалектич. и историч. материализму, истории философии, атеизму и эстетике.

В условиях развернутого строительства коммунизма кирг. народ ведет успешную борьбу против пережитков прошлого. Философы республики разрабатывают проблемы закономерностей перехода ранее отсталых народов к социализму, создают труды по эстетике (А. Салиев, К. Молдобаев), истории обществ. мысли в Киргизии (Б. Аманалиев), исследуют вопрос о путях преодоления пережитков прошлого, а также проблемы ленинской теории отражения (А. Брудный, Т. Абдылдаев). Опубликованы след. работы: А. А. Алтмышбаев, А. Ф. Давлеткельдиев, М. С. Джунусов, "Общественно-политическая и философская мысль в Киргизии", в кн.: "Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР", т. 2, 1956; М. С. Джунусов, "К вопросу о формировании киргизской социалистической нации", 1952; его же, "Об историческом опыте строительства социализма в ранее отсталых странах", 1958; А. Алтмышбаев, "Некоторые пережитки прошлого в сознании людей в Средней Азии и роль социалистической культуры в борьбе с ними", 1958; его же, "О некоторых особенностях формы перехода народов Средней Азии к социализму", 1959; его же, "К истории борьбы КПСС за распространение идей марксизма-ленинизма в Киргизии", 1960; Чукубаев.А. Α., "Токтогул. Эпоха, жизнь и творчество", 1958; сб. "Формирование и развитие киргизской социалистической нации", 1957; сб. ст. "Категории исторического материализма", 1–2, 1959–60; "Известия АН Кирг. ССР. Философия", 1961, и др.

Б. Аманалиев. Фрунзе.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое киргизская философская и общественная мысль
Значение слова киргизская философская и общественная мысль
Что означает киргизская философская и общественная мысль
Толкование слова киргизская философская и общественная мысль
Определение термина киргизская философская и общественная мысль
kirgizskaya filosofskaya i obschestvennaya mysl это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):