Философская энциклопедия - коридаллевс
Коридаллевс
КОРИДАЛЛЕВС (Κοριδαλλεύς, Scordalos) Теофил (1560 или 1570, Афины — 1646, там же) — новогреческий философ и педагог. Обучался в католической школе для греков в Риме, затем в Падуе у Чезаре Кремонини, где 5 июня 1613 получил диплом доктора философии и медицины. С 1609 учительствовал в греческих школах Венеции, преподавал философию в Афинах (1613—19) и на Кефалонии (1619—21), позднее попеременно на Закинфе и в константинопольской Патриаршей школе (Фанар). С 14 ноября 1640 архиепископ Навпактоса и Арты. Гонимый враждебной внутрицерковной партией, обвинявшей его в кальвинизме и атеизме, в 1642 вернулся в Афины. Чуждый как схоластике, “философско-теологической мешанине”, так и позднеренессансным философским исканиям, Коридаллевс привил в Греции модернизированный аристотелизм своего времени, опиравшийся на изучение подлинников и новооткрытых ранних комментариев. Аристотелизм с его вниманием к индивидуальной конкретности, откуда в движении от более к менее известному строится здание науки, был для него философией по преимуществу. Свет природного разума не противоречит свету благодати и помогает избавиться от “причудливых фантазий и пустословия” о Боге. Курсы Коридаллевса по “Органону”, “Физике”, “Метафизике”, образцово систематичные, написанные на архаизирующей кафаревусе, до конца 18 в. оставались главным философским пособием в греческих учебных заведениях. Первый крупный греческий мыслитель, возвратившийся из Италии на родину, Коридаллевс считается “отцом философского просвещения на Балканах”. Историческое значение Коридаллевса обусловлено тем, что он возобновил неполемическое интеллектуальное общение между “латинским” Западом и православным Востоком, прерванное со времен ранней схизмы 9 в.
Лит.: Tsourcas С. Les débuts de l'enseignement philosophique et de la libre pensée dans les Balkans. La vie et l'oeuvre de Théophile Corydalée. Thessalonique, 1967.
В. В. Бибихин
ΚΟΡΗ (Кот) Алехандро (13 мая 1860, Сан-Виценте — 9 октября 1936, Ла Плата) — аргентинский философ. С 1906 профессор, с 1918 декан факультета философии и литературы Университета Буэнос-Айреса. Основатель Кантовского общества в Аргентине (1929). Основные работы: “Incipit vita nova” (1918), “Творческая свобода” (1922), “Аксиология” (1930), “Гносеологическая схема” (1924), “Концепция науки” (1926), “Философские заметки” (1935).
Участник антипозитивистского движения “философского обновления”, Корн выдвинул задачу создания “аргентинской философии”, этически ориентированной, ставящей во главу угла свободную и сознательную личность. Свобода — центральная проблема его философии — понимается им как свобода воли, выражающая себя в виде врожденного импульса и не поддающаяся рациональному, понятийному объяснению. Человек реализует свободу через систему полагаемых им ценностей. Поэтому Корн придавал большое значение проблемам аксиологии. Он считал, что предметом “новой философии” должно также стать сознание, понимаемое как “всеохватывающая реальность”: внешний мир становится предметом философии, лишь будучи воспринят человеческим сознанием. Соч.: Obras complétas, t. 1-3. La Plata, 1938-40.
А. Б. Зыкова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.