Философская энциклопедия - курицын федор васильевич
Курицын федор васильевич
КУРИЦЫН Федор Васильевич
рус. политич. деятель 2-й пол. 15 в., идеолог и глава моск. кружка религ. реформаторов. Занимая пост великокняжеского дьяка, фактически руководил деятельностью внешнеполитич. ведомства.
В развитии религ.-филос. мировоззрения К. сыграло роль его пребывание (1482–84) в качестве посла в Венгрии, где довольно широкое распространение получили реформац.-гуманистич. идеи.
К. принадлежит едва ли не первое рус. соч. по грамматике – т.н. "Литорея в квадратах" и толкование к ней. В религ.-филос. введении к своим грамматич. таблицам (Лаодикийское послание) К. сформулировал осн. идею гуманистич. мировоззрения – утверждение воли и разума человека. Его исходный тезис – идея "самовластия" души. Вместе с тем К. в духе религ.-реформац. идей "оградой" души провозгласил веру, к-рую понимал как постоянное памятование бога. Такое понимание веры приводило К. к противопоставлению формулам авторитарной религии учения ветхозаветных пророков, толкуемого им в качестве религии "духа", некоего религ.-творч. воодушевления. К. верил в способность ветхозаветных пророков творить чудеса, но пояснял, что "дар чудотворения" силен мудростью пророков, а не сам по себе и заявлял: "В мудрости – сила".
К. высказал идею о познаваемости духовных явлений благодаря их физич. проявлению и о разуме как функции не одной души, но и тела. К. приписывается также "Написание о грамоте", проникнутое реформац.-гуманистич. духом и утверждавшее широкие познават. способности разума.
Лит.: Клибанов А. И., Опыт исследования просветительско-реформац. памятников конца XV – половины XVI в., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 3, М., 1955; его же, Реформац. движения в России в XIV – первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV – начала XVI века, М.–Л., 1960.
А. Клибанов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.