Философская энциклопедия - куртц
Куртц
КУРТЦ (Kurtz) Пол (род. 1925, Ньюарк, США) философ, культуролог, теоретик и практик светского (секулярного) гуманизма. один из представителей современного американского свободомыслия. Окончил Колумбийский университет (1949). почетный профессор Университета штата Нью-Йорк (Буффало, США). Куртц принадлежит к натуралистической и прагматической традиции, испытал влияние идей К. Маркса, Дж. Дьюи, ученик С. Хука.
В работах “Полнота жизни” (1974), “Изобильность: философия счастья” (1978), “Евпраксофи: жизнь вне религии” (1989) разработал концепцию “евпраксофи” (Eupraxsophy, где eu — добро: praxis — поведение; sophia — мудрость) — этическое и социально-философское учение, основанное на сочетании общечеловеческих нравственных норм и рационально осмысляемых дилемм экзистенциального выбора. Курты — сторонник новой гуманистической реформации, призванной противостоять новому и старому иррационализму и медиократии (власти глобальных финансово-информационных конгломератов, владельцев масс-медиа) и господству усредненных стандартов поведения и вкуса, пошлости и посредственности. Центральный принцип этики человечности Куртца — “мужество стать”, т. е. решимость преодолевать трудности, творить и гуманистически совершенствоваться. Вместе с заботой о себе и о других как главной личностно-социальной ценностью этот принцип составляет основу достойной жизни человека (“Мужество стать. Добродетели гуманизма”, 1977).
Куртц — активный критик антирационализма в культуре, науке, этике и образовании, оппонент традиционных и новейших религий и паранормальных верований. Методология Куртца — селективный и методологический скептицизм, основу которого составляет признание социального плюрализма и многообразия стилей жизни, мышления и моральных кодексов, а также рациональный анализ; он инициатор практического использования достижений и экспериментальных возможностей естественных и поведенческих наук для расследования заявлений о сверхъестественных явлениях.
Куртц — видный общественный деятель, президент Международной академии гуманизма, основатель Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (CSICOP) и Центра исследований (Center for Inquiry), председатель Совета по секулярному гуманизму и др.
Соч.: Decision and the Condition of Man. Seattle, 1965; Humanist Manifesto 11. Amherst-N. Y. 1973; The Fullness of Life. N. Y, 1974; Exuberance: A Philosophy of Happiness. Los Ang., 1978; A Secular Humanist Deckir.ition. Amherst—N. Y, 1980; The Transcendental Temptation: A Critique of Religion and the Paranormal. Amherst—N. Y, 1986; Forbidden Fruit: Trie Fillies of Humanism. Amherst—N. Y, 1988; Eupraxophy: Liing without Religion. Amherst—N. Y, 1989; Philosophical Essay in Pragmatic Natunilisin. Amherst—N. Y, 1990; The New Skepticism: Inquiry ,ind Reli.ible Knowledge. Amherst—N. Y, 1992; The Courage t Become: The Virtues of Humanism. Wesiport (Conn.)-L., 1997; Imbra ting llic Power of Human. Oxf, 2000; Sceptizism and Human. Oxf, МП); Запретный плод. Этика гуманизма. M., 1993; Искушение потусторонним. M., 1999: Мужество стать. M.. 2000. Лит.: Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz. New Brunswick—N.Y. 1993; Современный гуманизм. M., 2000.
В. А. Кувакин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.