Философская энциклопедия - лакомб поль
Лакомб поль
ЛАКО́МБ Поль
(Lacombe), (1833 – 17 июля 1919) – франц. бурж. историк и социолог. Ген. инспектор библиотек и архивов Франции, член Парижского социологич. об-ва. Представитель позитивистско-психологич. направления в социологии, последователь Тарда. Историч. факты, согласно Л., делятся на единичные (события) и повторяющиеся (установления – обществ. учреждения, а также доктрины, верования, идеи, к-рые имеют распространение среди группы людей). События могут переходить в установления, когда данное единичное действие многократно повторяется многими людьми. Л. пытался установить нек-рые закономерности в эволюции общества. Психологизм у Л. эклектически сочетается с рядом положений "экономического материализма". Основу истории составляют сознат. действия индивидов, психология – ключ к пониманию истории. Л. признавал существование "человеческой природы" как извечно данной совокупности потребностей и свойств человеческой личности.
Исходя из такого понимания "человеч. природы", Л. надеялся дать науч. объяснение историч. процесса. Первостепенное значение имеют, по Л., экономич. потребности человека (см. "Социологич. основы истории", СПБ, 1895, с. 57). Наряду с признанием большой роли экономич. фактора, Л. важнейшее значение придавал психологич. "потребности заручиться уважением людей" (там же, с. 89) и даже рассматривал историю как процесс борьбы между экономич. интересами и этой потребностью.
Большую роль в истории Л. отводил "выдающимся личностям", к-рые своими "изобретениями" создают нечто совершенно новое; роль масс сводится к подражанию этим "изобретениям" и их сохранению. Свободная деятельность "выдающихся личностей", по Л., вносит элемент случайности в историю (см. тамже, с. 205–22).
Л. считал, что движение общества по восходящей линии может временно сменяться периодами застоя и регресса. Придерживаясь реакц. взглядов, Л. важнейшей причиной регресса считал революц. выступления нар. масс. Отмечая наличие экономич. и социального неравенства в обществе, Л. предупреждал о предстоящих революц. выступлениях трудящихся. Считая, что революция приведет к гибели цивилизации, Л. призывал к проведению умеренных реформ и к развитию "социальной солидарности". Социализм Л. отвергал, утверждая, что он будто бы ведет к ликвидации экономич. ответственности и к установлению царства "худших". При объяснении тяжелого положения нар. масс Л. широко прибегал к мальтузианству.
Критика концепции истории Л. была дана Г. В. Плехановым в работе "Нечто об истории" (см. Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 225–35)
Соч.: Les armes et les armures, Ρ., 1868, Petite histoire d'Angleterre, v. 1–2, Ρ., 1876, La famille dans la société romaine, Ρ., 1889, De l'histoire considérée comme science, [v. 1–2 ], Ρ., 1894–98 La guerre et l'homme, Ρ., 1900, La psychologie des individus et des sociétés chez Taine Ρ., 1906, Taine historien et sociologue, Ρ., 1909, в рус. пер.: Краткая история франц. народа, Ростов-на-Дону, [1904 ], Присвоение земли, Π., 1915
Лит.: Кареев Η. И., Новый труд по теории истории, в кн.: Историч обозрение, т. 8, 1895, Berr Η., Ρ. Lacombe. L'homme et l'oeuvre, "Rev. Synthèse Historique" 1920, v. 30.
В. Кузнецов Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.