Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - лаку-лабарт

Лаку-лабарт

ЛАКУ-ЛАБАРТ

ЛАКУ-ЛАБАРТ (Lacoue-Labarthe) Филипп (p. 1940, Typ) — французский философ, разработавший свою уникальную версию деконструкции. Профессор философии и эстетики Страсбургского университета гуманитарных наук, а также приглашенный профессор Калифорнийского университета (г. Беркли). В 1988—89 возглавлял Международный философский колледж. Является членом Международного парламента писателей.

Философская позиция Лаку-Лабарта связана с возобновлением интереса к субъективности, якобы утраченной в структуралистских анализах Фуко. Однако это не реабилитация субъекта, не попытка восстановить его в своих правах. Если он и обращается к субъекту, то “дезистирующему” (“отрекающемуся”) или такому, чье конституирование происходит посредством де-конституции. “Дезистенция” — это род нехватки, то, что, предшествуя любому “само-обладанию”, есть поражение субъекта в субъекте или в качестве субъекта. Это в сущности “утрата” субъекта. “Дезистирует” такой субъект, который лишен “собственного образа”, поскольку не существует единства фигуры, как не существует и сущности воображаемого. Разрушая столько же, сколько оно помогает выстроить, последнее постоянно меняет выстраиваемое — вот почему субъект вынужден иметь дело по крайней мере с двумя образами (либо двойственным образом), колеблясь между одним и другим. Деконструкция определяется им через его постоянную соотнесенность с М. Хайдеггером. Однако хайдеггеровская “деструкция” дополняется анализом того, что для Хайдеггера составляет фигуру умолчания, — “немыслимого”,

“субъекта высказывания”, или “письма”, которого нельзя отождествить с субъектом “метафизики субъективности”. Говоря шире, речь идет о мимесисе, чью недооценку Платоном Хайдеггер безоговорочно разделяет, отказываясь сделать мимесис и истину как “сходство или соответствие” (homoiosis) (в отличие от истины как “установления” — aletheia) предметом своих размышлений.

Но именно такой мимесис, “вытесняемый” всей философской традицией, и становится ключевым для Лаку-Лабарта. “Aletheia” проникается несоответствием и нестабильностью, имеющими отношение к “homoiosis”y, в свою очередь непрерывно смещаемому в сторону от всякой очевидности. “Изначальный”, или “дезистирующий”, мимесис “предшествует” в каком-то смысле истине; заранее дестабилизируя ее, он создает желание “соответствия” и позволяет объяснить не только это соответствие, но и его разнообразные эффекты, включая самого “субъекта”. Т. о., “неудача” философии, ее “провал” мыслятся Лаку-Лабартом позитивно: в них заключена возможность мысли как таковой.

С понятием мимесиса у философа связано столь же “маргинальное” для истории метафизики понятие ритма. “Характер”, им предписываемый или вычерчиваемый (“типография”), — отнюдь не атрибут нашего существования. Скорее это “условие возможности субъекта”. В этом смысле ритм не является чувственно воспринимаемым. Цезура, вокруг которой выстраивается ритм, хотя и не принадлежит порядку ритмического, тем не менее создает условия для различимых смысла и значения, оставаясь посторонней любым оппозициям, противоречию и диалектике. Поворот Лаку-Лабарта к ритму обусловлен стремлением избежать привычных детерминации субъекта, относимых в первую очередь к самости и представлению, а также произвести двойную деконструкцию как визуального (его гегемонии), так и дискурсивного. Все это имеет своим следствием высвобождение целого ряда областей, которые перестают быть частными онтологиями. Его по-прежнему интересуют, но уже совсем по-другому, субъект и политика, художественный и театральный вымысел (в частности, то, чтоон называет спекулятивным анализом трагедии), поэтический опыт (как опыт преодоления опасности, как полный риска переход), наконец, автобиография. Осмысление связи искусства и философии сблизило Лаку-Лабарта с его соавтором, Ж.-Л. Нанси, и обеспечило влияние его философии как во Франции, так и за ее пределами.

Соч.: Пазолини, импровизация.— “Киноведческие записки”, 1996/97, № 32; Трансценденция кончается в политике. — В кн.: Социо-Логос постмодернизма. S/L '97. М., 1996; Фигуры Вагнера: Адорно.— “Комментарии”. М.—СПб., 1997, ¹ 13; Le Titre de la lettre (avec Jean-Luc Nancy). P., 1972; L'Absolu littéraire (avec Jean-Luc Nancy). P., 1978; Le Sujet de la philosophie (Typographies I). P., 1979; L'Imitation des modernes (Typographies II). P., 1986; La Poésie comme expérience. P., 1986; La Fiction du politique: Heidegger, l'art et la politique. P., 1987; Musica ficta (Figures de Wagner). P., 1991; Le Mythe nazi (avec JeanLuc Nancy), La Tour d'Aiguës, 1991; Pasolini, une improvisation. Bordeaux, 1995; Retreating the Political (with Jean-Luc Nancy). L.—N.Y, 1997; Metaphrasis suivi de Le Théâtre de Hölderlin. P., 1998.

E, В. Петровская

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лаку-лабарт
Значение слова лаку-лабарт
Что означает лаку-лабарт
Толкование слова лаку-лабарт
Определение термина лаку-лабарт
lakulabart это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):