Философская энциклопедия - липман
Липман
ЛИПМАН
(Lippmann), Уолтер (23 сент. 1889) – амер. бурж. журналист и социолог. В 1910 окончил Гарвардский ун-т. Недолгое время разделял идеи фабианского и гильдейского социализма. С 1914 выступал с умеренной программой бурж. реформ.В 1917–1919 занимал ряд постов в пр-ве Вильсона (Л. – один из авторов "14 пунктов"), затем вернулся к журналистике. С 1931 – обозреватель газ. "New York Gerald Tribune", где Л. предоставлено право писать "что он хочет и о чем хочет". Статьи Л. по вопросам внутр. политики и междунар. отношений создали ему репутацию одного из самых влият. журналистов США. Л. – автор большого числа работ о проблемах бурж. гос-ва и обществ. мнения. В работе "Предисловие к политике" ("A preface to politics", 1913), написанной под влиянием Джемса, Сантаяны и Уоллеса (учителей Л. в Гарварде), интуитивизма Бергсона и психологии Фрейда, Л. толковал осн. проблемы политич. развития как следствия "природы индивидуума" и призывал обратиться к иррациональным мотивам человеч. деятельности – "истинной" природе человека. Л. стремился создать "новую философию", пробуждающую в людях не меньше энергии, чем "философия войны класса против класса" и тем самым "предотвратить взрывы" в обществ. отношениях. Хотя в позднейших работах Л. отказался от иррационализма, но он так и не вышел из круга идей, определяемого волюнтаризмом прагматич. толка, психологизацией обществ. жизни, уверенностью в решающей роли политич. факторов в развитии общества, апологией "свободного предпринимательства".
В работах "Общественное мнение" ("Public opinion", 1922) и "Призрачная общественность" ("The phantom public", [1925 ]) Л. отрицает положение о том, что "народ управляет" и критикует "миф о всеведущем и всемогущем гражданине": политич. решения принимаются небольшими группами людей. Но источник ограниченности бурж. демократии Л. видит не в ее социально-экономич. основе, а в неспособности "среднего человека" разобраться в сложной обществ. действительности; для этого у массы людей нет ни времени, ни знаний, а получаемая ими с помощью газет, радио и т.п. информация является неполной или искаженной. Люди редко понимают свои интересы и не сознают, как рационально осуществить их. Л. выдвигает понятие "стереотипа" – упрощенного или искаженного представления о лице, объекте или проблеме. По Л., люди находятся во власти стереотипов и "никакая избират. система и никакие изменения в распределении собственности не могут устранить корни этой проблемы". Эти идеи Л. оказали влияние на разработку вопросов обществ. мнения в бурж. социологии.
Л. одно время защищал "свободный коллективизм", толкуемый как частичное регулирование капиталистич. экономики гос-вом ("Метод свободы" – "The method of freedom", 1934), но в работе "Исследование принципов здорового общества" ("An inquiry into the principles of good society", 1937) выступил против "коллективизма", ошибочно утверждая, что экономич. планирование неизбежно ведет к тирании; процветание может быть достигнуто только путем неограниченного функционирования рынка. После недолгой поддержки Ф. Рузвельта Л. высказывается против "нового курса", ведущего, по его мнению, к созданию "планируемой" экономики.
В своих этич. изысканиях Л. утверждает, что не может быть морали без веры ("Введение к морали" – "A preface to morals", 1929). Критикуя представление о боге как творце Вселенной, несостоятельное с т. зр. науки, обоснование религии Л. вслед за Джемсом ищет в опыте, понимаемом как внутр. переживание человека. Под видом отмежевания от традиц. религ. взглядов Л. Развивает более гибкую версию фидеизма.
Антидемократич. тенденции, характерные и для ранних работ Л., со всей ясностью проявились в его кн. "Общественная философия" ("Essays in the public philosophy", 1955). Л. заявляет, что "зап. общество" находится в упадке, причину к-рого он усматривает в слабости гос. власти, в господстве обществ. мнения, приводящего к "параличу пр-ва". Л. выражает элитарные взгляды на народ, как невежественную и некомпетентную массу и считает необходимым найти "правильные границы власти народа". Демократию, по Л., разрушает излишняя свобода. Выход он видит в установлении "сильной власти" некоей просвещенной элиты и господствующей идеологии, когда поступки и мораль людей перестанут быть частным делом. Идеал Л. в прошлом. Он призывает вернуться к доктрине естеств. права и рационализму 18 в., утверждая веру в неизменный "рациональный порядок" бурж. общества.
Концепция Л. свидетельствует о безысходном кризисе совр. бурж.-либерального мировоззрения. Л. оказывается в круге неразрешимых противоречий: признавая регулирование экономики "тиранией", он стоит за регулирование "всегда ложного" обществ. мнения, политич. и духовной жизни; защищая бурж. демократию, настаивает на всемерном ее ограничении. В своих статьях в текущей печати Л. нередко выступает как трезвый наблюдатель. Одной из гл. его идей является призыв оценить успехи социализма, признав его силу.
А. Завадье. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.