Философская энциклопедия - локаятики
Локаятики
ЛОКАЯТИКИ (санскр. и пали lokäyata, букв. — распространенное в мире) — профессиональные диспутанты-эристы начального периода индийской философии, многие из которых были собеседниками Будды. Искусство локаяты занимало прочное место в куррикулуме дисциплин брахманских школ 5 в. до н. э. и позднее, однако палийские тексты свидетельствуют о наличии и профессиональных преподавателей искусства доказательства и опровержения любого тезиса, которые, подобно афинским софистам, давали платные уроки. Локаятики брались аргументировать в пользу того, что все существует и ничего не существует, что все едино и все множественно, что ворона белая ввиду того, что у нее кости белые, а журавль красный потому, что у него кости красные (диалектическая метафора: софизм является результатом того, чтосуждение о части переносится на целое). Среди локаятиков эпохи Будды были и именитые брахманы, преподававшие в Таксиле, напр., Поккхасаради, и пюшгркмы-паривраджака, напр., Пасура, который в каждом городке устанавливал на воротах ветку яблоневого дерева джамбу — снявший ее должен был вступить с ним в диспут. В числе локаятиков были целые семейства: сын Сабхии получил от матери 20 контровертивных тезисов, которые он мог предложить любым “эрудитам”, а один из ранних джайнов Саччака, сын родителей, знавших 500 таких тезисов, странствовал со своими четырьмя сестрами, вызывая на диспут местных полемистов (Маджджхиманикая I. 227—237). О школах локаятиков как реальных училищах контроверсии свидетельствует “Ланкаватара-сутра” (3—4 вв.), которая воспроизводит дискуссии двух “партий”, поочередно доказывавших взаимопротивоположные тезисы. Однако постепенно “локаятиками” стали называть уже не контровертистов, но атеистов, которые, вероятно, ассоциировались с мировоззренчески “беспринципными” профессиональными диспутантами.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.