Философская энциклопедия - локк
Локк
ЛОКК
(Locke) Джон (1632—1704) — англ. философ и политический мыслитель, разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Род. в пуританской семье. Окончил Вестминстерскую школу и колледж Крайст-Черч Оксфордского ун-та, в котором затем преподавал. В 1668 избран членом Лондонского королевского общества. Став в 1667 домашним врачом и компаньоном лорда Эшли Купера (впоследствии графа Шефтсбери) — видного оппозиционного общественного деятеля времен Реставрации, Л. приобщается к активной политической жизни. С этого времени жизнь Л. на много лет связывается с семьей Купера. Политические взлеты и падения лорда тут же сказывались на его судьбе. Вслед за Шефтсбери, ввиду грозящих преследований со стороны англ. правительства, он в 1683 эмигрирует в Голландию. Здесь Л. сближается с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения того королем Англии возвращается в 1689 на родину.
В центре философии Л. — теория познания, развиваемая в традиции англ. эмпиризма и противостоящая картезианству, кембриджскому платонизму и университетской схоластической философии. Его главное филос. произведение «Опыт о человеческом разумении» (1690, рус. пер. 1898) содержит изложение целостной системы эмпирической философии, одной из главных задач которой было доказать несостоятельность допущения в познании к.-л. умозрительных предпосылок и, вместе с тем, невозможности метафизики, занимающейся трансцендентными проблемами. Л. создал грандиозную модель происхождения всего человеческого знания из чувственного опыта и исследовал получаемое т.о. знание с т.зр. его достоверности, очевидности, реальности и объема.
Согласно Л., добро есть то, что доставляет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание; в достижении этого и заключается, собственно, счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы. Свою основную этическую максиму Л. корректирует определением морального добра как подчинения человеческой воли естественному закону, коренящемуся в конечном счете в божественной воле, — «истинной основе морали». В благоразумном и благочестивом сознании достигается гармония между личными и общественными интересами.
Большой заслугой Л. была его настойчивая защита веротерпимости. Этой теме он посвятил несколько работ, наиболее яркой из которых является «Послание о веротерпимости» (1689, рус. пер. 1988) — страстный и глубокий памфлет в защиту свободы совести как неотъемлемого права каждого человека. Право выбора и исповедания религии отвечает интересам и свободам людей, и поэтому должно быть признано гос-вом как их естественное право. Оно отвечает и интересам истинной церкви как добровольного человеческого сообщества, которая в своей деятельности призвана руководствоваться благочестием и состраданием, а не насилием. Терпимость не может распространяться лишь на тех, кто вступает в противоречие с законами roc-ва и моральными нормами общества, кто сам не проявляет терпимости в вопросах религии или использует ее для получения привилегий и кто вообще отрицает существование Бога. «Послание...» содержало требования предоставления религиозным общинам равных прав и отделения церкви от гос-ва. Защищая свои взгляды на религию и церковь от критиков, Л. опубликовал второе (1690) и третье (1692) послания о веротерпимости (четвертое так и осталось недописанным). В 1695 Л. издал кн. «Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании», где старался рационально отделить подлинное учение Христа от последующих наслоений. Вместе с тем он полагал, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту «через его дух».
Социально-политическая философия Л. изложена в «Двух трактатах о правлении» (1690, рус. пер. 1988). В первом трактате Л. рассматривает и опровергает взгляды роялиста Р. Филмера, который утверждал, что всякая собственность и власть происходят от владений и власти Адама, дарованных ему Богом. Во втором трактате Л. развивает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти из общественного договора. Здесь излагается общая концепция происхождения, объема и цели государственного правления. Объединяясь в гос-во, люди передают правительству часть своих естественных прав ради защиты всех остальных прав — на жизнь, на свободу слова и веры, на собственность. Законодательная власть в гос-ве должна быть отделена от исполнительной, судебной и федеративной, осуществляющей внешние сношения. Правительство должно подчиняться закону, как и граждане, ибо именно закон обеспечивает свободы, защищая каждого от произвола и насилия со стороны других. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать правительство, которое не выполняет взятые на себя обязательства. Это была концепция, обосновывающая тот государственный строй парламентарной монархии, который складывался в Англии после «Славной революции» 1688—1689.
Идеи Л. положили начало идеологии века Просвещения. Их влияние испытали самые выдающиеся мыслители этого века, причем разных филос. воззрений: в Англии — от Дж. Толанда, Коллинза и Дж. Пристли до Дж. Беркли и Д. Юма; во Франции — от Вольтера и Ж.Ж. Руссо до Э.Б. де Кондильяка, К.А. Гельвеция и Д. Дидро. Политическая философия Л. получила развитие у Ш.Л. Монтескье и была воспринята идеологами Американской революции — Франклином, Адам-сом и Джефферсоном.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.