Философская энциклопедия - мариана
Мариана
МАРИА́НА
(Mariana), Хуан де (1536 – 16 февр. 1623) – исп. историк, политич. писатель и теолог. Преподавал теологию в Риме, Палермо, Париже, где получил степень д-ра богословия. Во "Всеобщей истории Испании" ["Historiae de rebus Hispaniae. Libri XXV", по-латыни в 1592 и, в расширенном виде (Libri XXX), в 1605; авторский пер. на исп. яз. – "Historia general de España", 1601 ] подверг резкой критике политику исп. монархов. Трактат "О короле и институте королевской власти" ("De rege et regis institutione", 1599) содержал изложение социологич. воззрений М. Трактат "Об обесценении монеты" ("De monetae mutatione", опубл. в сб.: Septem tractatus Joannis Marianae, 1609), направленный против экономич. политики исп. абсолютизма, навлек на М. преследования инквизиции. При аресте у М. была найдена рукопись его трактата "О болезнях ордена" ("De las enformedades de la Compañia de Jesus", опубликован посмертно, в 1625), в к-ром подвергались критике нек-рые пороки иезуитского ордена.
Наибольший интерес представляют воззрения М. на происхождение общества и на формы гос-ва. По мысли М., в древние времена люди жили подобно зверям. В то время все принадлежало всем; лишь позднее "преступная алчность" породила частную собственность, и мирная жизнь сменилась войной всех против всех (bellum omnium contra omnes), в к-рой сильные стремились подчинить себе слабых. Слабые обратились за покровительством к более сильным и справедливым, так родилось общество и гос-во. Гос-во, по М., имеет двоякую цель: защиту жизни подданных от внутр. и внешних врагов; воспитание и развитие в подданных социальных добродетелей – взаимопонимания, порядка, мира и гуманности. Воспроизводя схему Аристотеля, М. указывал на три "правильных" формы гос. управления и три "извращенных" формы. К "правильным" он относил "монархию" (см. "Del Roy у de la institucion real", в кн.: "Biblioteca de autores españoles", т. 21, Md., 1854, p. 477); "аристократию" и "республику" (см. тамже). "Извращенные" формы гос. власти соответственно: "тирания", "олигархия" и "демократия". Наихудшей формой М. объявлял "тиранию". Наиболее предпочтительной формой гос-ва М. считал "монархию", при к-рой государь обязан подчиняться осн. законам гос-ва, являющимся областью "народного суверенитета", т.е. устанавливаемым собранием представителей сословий и освященным нар. обычаями. Король обязан заботиться о нар. благе, следить за тем, чтобы собственность не сосредоточивалась в руках немногих, образуя на др. полюсе нищету, бороться против ростовщичества и мошенничества, заставлять всех способных к труду обрабатывать землю. Монарх, нарушивший осн. законы гос-ва, превращается в "тирана" и может быть наказан любым способом, вплоть до казни. М. считал необходимым четкое разделение сфер управления – светской и духовной властей.
В условиях господства реакц. абсолютизма в Испании политич. теория М. играла прогрессивную роль и была связана с гуманистич. критикой абсолютизма. В 19–20 вв. католич. церковь, замалчивая наиболее прогрессивные стороны учения М., пыталась поставить его идеи на службу своим реакц. целям. Такое же реакц. переосмысление учения М. характерно и для фашистской лит-ры во франкистской Испании.
Соч.: Obras, v. 1–2, Md., 1931.
Лит.: Cirot G., Études sur l'historiographie espagnole. Mariana, historien, Bordeaux–P., 1905; Antoniades В., Die Staatslehre des Mariana, "Arch. Geschichte Philos.", [1908 ], Bd 21, H. 2–3; Laures J., The political economy of J. de Mariana, N. Y., 1928; Коehler G., J. de Mariana als politischer Denker, [Lpz. ], 1938 (Diss.); Ballesteros Gaibrois M., J. de Mariana, cantor de España, 2 ed., [Barcelona ], 1941; его жe, J. de Mariana, pensador y politico, [Md. ], 1939; Fava В., Le teorie dei monarcomachi e il pensiero politico di Juan de Mariana, Reggio Emilia, 1953.
З. Плавскин. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.