Философская энциклопедия - меон
Меон
МЕОН (греч. μήδν — не-сущее, несуществующее, небытие) — философское понятие, передающее представление о всякой неопределенности, противоположности пределу, нетождественности самому себе и потому непостигаемое. Иногда меон выступает как относительное небытие, “еще не бытие”. Представление об отрицательном, несуществующем Абсолюте существовало в китайской и индийской метафизике, в буддизме, в древних теософских системах. Категория не-сущего и небытия встречается у пифагорейцев, сам термин появляется у Парменида (“О природе”), у софистов и обретает терминологическую определенность у Платона (“Софист”) и Аристотеля. Соединенное с представлением об “ином” и с учением Аристотеля о ΰλη (материи), не-сущее становится одним из центральных понятий неоплатоников.
Меон — основная категория теории меонизма (мэонизма), разработанной Η. Μ. Минским в его религиозно-философском труде “При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни” (1890) и др. сочинениях. Заимствованная у Платона категория переосмысливается и предстает как “недостижимая святыня”. Минский выделяет меоны пространственные (атом и вселенная), временные (вечность и мгновение), первопричины и верховной цели, познания (“вещь сама по себе”, отрешенная от познающего “я”), бытия и небытия, наконец, меоны, характеризующие нравственные категории. Все они сливаются в понятие единого. Меоны по своему содержанию противоположны реальным явлениям и представляют собой “понятия о чем-то совмещающем абсолютное бытие с абсолютным небытием”. Природа меонов часто отрицательная, они не существуют ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем, человек не может ни постичь, ни познать их, ни даже в мыслях приблизиться к ним, а может стремиться лишь к достижению чувства экстаза, которое они вызывают. Радость, возникающая от стремления к меонам, и скорбь от невозможности их достижения рождают, по Минскому, внутреннее мистическое откровение (“религию экстаза”). Теория Минского и само использование категории меона подверглись резкой критике со стороны представителей разных направлений философской мысли. Вл. Соловьев, показав, что мысль об абсолютном в его отрицательном определении не нова и является “idee fixe всего восточного умозрения”, рекомендовал Минскому “вместо его измышленного “мэона”” использовать особое название каббалистов “эн-соф” (Соловьев Вл. Собр. соч. СПб., 1912, т. 6, с. 267).
Лит.: Минский Η. Μ. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; “Меонизм” Η. Μ. Минского в сжатом изложении автора. — В кн.: Русская литература 20 в., М„ 1915.
Л. А. Сугай
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.