Философская энциклопедия - метродор из лампсака
Метродор из лампсака
МЕТРОДОР из Лампсака
I.
МЕТРОДОР из Лампсака (Μητρόδωρος ό Ααμψακηνός) (2-я половина 5 в. до н. э.) — один из двух известных учеников Анаксагора, вслед за учителем занимавшийся толкованием поэм Гомера (ср. Архелай, который продолжил физическую линию учения Анаксагора). Упоминание об авторитете Метродора-экзегета имеется у Платона (Plat. Ion 530с). В сочинении “О Гомере” Метродор развивал представление о великих поэмах как нравственной аллегории (Diog. Z. II 11) и наряду с этим первым попытался истолковать Гомера как аллегорическое натурфилософское учение, рассматривая характеры человеческих персонажей “Илиады” как части физического космоса, а персонажей-богов — как отдельные части человеческого тела (см. Philod. Here. Pap. VII 3 f. 90, Tatian. 21). Упоминание Метродора Порфирием позволяет предположить, что в своем сочинении он также обсуждал семантику отдельных слов (ср. Porf. Quaest. Horn. ad Iliadem 1,147,18 Schrader). Фрагм.: DK II, p. 49—50; Лебедев. Фрагменты, с. 539. Лит.: Lamberton R., KeaneyJ.J. (eds.). Homer's Ancient Readers. Princeton, 1992.
M. A. Солопова
II.
МЕТРОДОР из Лампсака (Μητρόδωρος ό Λαμψακηνός) (330—277 до н. э.) — др.-греч. философ, последователь Эпикура и его любимый ученик. Эпикур посвятил ему сочинение в 5 кн. “Метродор”, 28-ю книгу сочинения “О природе” написал в форме обращения к Метродору, в завещании напоминал, чтобы 20-го числа каждого месяца эпикурейцы отмечали память его и Метродора. В гномологиях часто одни и те же изречения приписывались и Эпикуру, и Метродору, а сам Эпикур считал, что Метродор — “из тех, кто охотно идет по пятам” (Sen. Ер. ad Luc. LU, 3). Метродор был плодовитым автором. Им написаны книги “Против лекарей”, “О чувствах”, “Против Тимократа” (брат Метродора, предавший Эпикура и написавший клеветническое сочинение о нем), “Против диалектиков”, “Против софистов”, “О дороге к мудрости”, “О перемене”, “О богатстве”, “Против Демокрита”, “Против платонова Евтифрона”, “О поэзии”, “О богах” и др. Отрицал значение традиционной образованности, поэзии и риторики; считал, что научное познание самостоятельной ценности не имеет; полемизировал с Демокритом по поводу природы человека; критиковал Навсифана; выступал против участия в политической жизни. В трактате “Об изменении” имеются суждения, проливающие свет на содержание эпикурейских представлений о богах, существующих “в виде чисел” κατ' αριθμόν (Filod. De pietate, fr. 123 Gomperz-Koerte, 12, ср. Diog. L. X, 139).
Фрагм.: Körte A. Metrodori Epicure! Fragmenta.— “Jahrbücher Klassischer Philologie”, Suppl. XVII, 1890, S. 529-70. Лит.: Keenan J. A Papyrus Letter about Epicurean Philosophy Books. — “The P. Gety Museum Journal”, 1977, 5, p. 91—94; Laurenti R. Filodem e il pensiero economico degli epicurei. Mil., 1973; Philippson R. Papyrus Herculansis 831. — “The American Journal of Philology”, LX1V, 1943, p. 148—162; Sudhaus S. Eine erhaltene Abhandlung das Metrodor.— “Hermes”, 1906,41,5.48-58.
M. M. Шахнович
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.