Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - мицкявичюс-капсукас

Мицкявичюс-капсукас

МИЦКЯВИЧЮС-КАПСУКАС

МИЦКЯВИЧЮС-КАПСУКАС

(Mickevičius Kapsukas), Винцас (7 апр. 1880 – 17 февр. 1935) – литов. марксист, один из руководителей Коммунистич. партии Литвы. Род. в крест. семье. В 1902–04 изучал философию и политэкономию в Бернском ун-те. Включившись в революц. движение (1903), стал одним из организаторов трудящихся Литвы в борьбе против царизма. В 1907 был приговорен к восьми годам каторги; в 1913 сослан в Сибирь; в 1914 бежал за границу. В 1914 в Галиции встречался с Лениным. Вернувшись из эмиграции, в июне 1917 вступил в РСДРП(б). Редактировал большевистскую газ. "Тиеса" ("Правда"). С дек. 1917 – комиссар Сов. пр-ва по литов. делам. Участвовал в создании компартии Литвы; член ЦК КПЛ (с 1918). В конце 1918 возглавил первое сов. пр-во Литвы; в нач. 1919 – пр-во Литвы и Белоруссии. После победы контрреволюции в Литве –в подполье. С конца 1921 – в Москве. Кандидат в члены ИККИ (1924), член ИККИ (1928).

Теоретич. выступления М.-К. посвящены широкому кругу вопросов. В статьях, написанных в годы столыпинской реакции в тюрьме, М.-К. защищал теорию марксизма и доказывал неизбежность победы революции. В ст. "Историч. материализм" ("Istorinis materializmas", опубл. в "Žarja", 1908, No 9) он показал отличие диалектич. материализма от домарксистского материализма и противоположность марксистской диалектики диалектике Гегеля (см. Соч. Raštai, т. 3, с. 376-85). В ст. "Зарождение научного коммунизма" ["Mokslingojo komunizmo užgimimas", опубл. в журн. "Komunaras", 1923, No 2(14) ], Μ.-Κ. выступал против теории стихийности, указывал на большую роль субъективного фактора в превращении возможности победы социализма в действительность.

В полемике против бурж. теории об особом пути развития Литвы, о неклассовости и единстве литов. нации, о непригодности социализма для Литвы, К. показывал, что литов. нация, как и все др. бурж. нации, состоит из антагонистич. классов (см. Соч. Raštai, т. 3, с. 298-304; т. 5, с. 264-73; Буржуазная Литва Buržuazine Lietuva, 1961), что единств. выход из кризисов и связанных с ними эксплуатации, горя и нищеты, -уничтожение господствующего капиталистич. строя и установление социализма (см. "Фашистские головы об экономич. кризисе в Литве" – "Faśistinés galvos арie Lietuvos ekonominę krisę", опубл. в журн. "Priekalas", 1932, No 11).

М.-К. разоблачал декадентскую теорию о том, что "реализм чужд литовскому духу, который должен искать другие пути для самовыражения", утверждал, что лучшие произведения литов. лит-ры написаны реалистами (см. Соч. – Ra`´stai, т. 5, с. 429).

Работы М.-К., направленные против религии и клерикализма, характеризуют католич. церковь как опору эксплуататорского общества ("Ксендзы и царское правительство" – "Kunigai ir саrо valdžia", 1918; "Как ксендзы заботятся о рабочих – "Каiр kunigai rūpinasi darbininkais?", 1917; "Христианские демократы и рабочие" – "Krikščionys demokratai ir darbininkai", 1919, см. Veidmainiu darbai, 1961). Отвергая лживые утверждения церковников о том, что упадок морали в совр. обществе связан с появлением социалистов, М.-К. в кн. "Семья в прошлом, настоящем и в будущем" ("Šeimyna seniau, dabar ir ateityje", 1917) показал, что упадок морали связан с загниванием бурж. строя. Он высмеивал попытки объявить религ. мораль универсальной ("Отделение церкви от государства" – "Bažnyčios atskyrimas nuo valstybės", 1918, см. Veidmainiu darbai, 1961).

Соч.: Ekonominio plėtojimosi keliai, Voronežas, 1918; Trumpa Lietuvos social-demokrat ų, partijos istorija, d. 1-2, Petropilis-Smolenskas, 1918-20; Apsakymai ir atsiminimai, Vilnius, 1954; Pirmoji Lietuvos proletarinė revoliucija ir tarybų valdžia, 2 leid., Vilnius, 1958; Raštai, t. 1-5, Vilnius, 1960-62 (изд. продолжается); Veidmaini ų darbai, Vilnius, 1961; Buržuazinė Lietuva, Vilnius, 1961; на рус. яз. Фашистский переворот в Литве, М., 1927; Литва, М.-Л., 1931.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 395-96; Шклярскайте-Блехерене Ф. К., Борьба В. Капсукаса против бурж. идеологии в Литве, М., 1963 (автореферат дисс); Sniеčkus Α., Vincas MickevičiusKapsukas į žymus Lietuvos revoliucinio judėjimo veikėjas, "Komunistas", Vilnius, 1955, No 4 (460); Kozlovas I., Katorga, Vilnius, 1959; Pranskus В., Lietuvių, literatūros gretose, Vilnius, 1959; Ambrasas K., Laiko tiesa, Vilnius, 1960; Sniečkus Α., Vincas Mickevičius-Kapsukas, 2 leid., Vilnius, 1960; armaitis R., Vincas Kapsukas, в кн.: Kapsukas V., Raštai, t. 1, Vilnius, 1960; Ζinkus J., Ankstyvoji V. Kapsuko publicistika, там же; Škliarskaitė F., V. Kapsuko kova prieš buržuazinę ideologijąLietuvoje, Vilnius, 1962.

Φ. Шклярскайте. Вильнюс.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мицкявичюс-капсукас
Значение слова мицкявичюс-капсукас
Что означает мицкявичюс-капсукас
Толкование слова мицкявичюс-капсукас
Определение термина мицкявичюс-капсукас
mickyavichyuskapsukas это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):