Философская энциклопедия - “миманса-сутры”
“миманса-сутры”
“МИМАНСА-СУТРЫ” (санекр. “Mîmamsa-sutra”) — сутры мимансы, датируемые периодом с 2 в. до н. э. по 2 в. н. э. Созданы, согласно индийской традиции, мудрецом Джаймини, о котором сохранились лишь легендарные сведения (“Маркандейя-пурана” сообщает, что он был учеником Вьясы — мифического творца Махабхараты, “Панчатантра” содержит рассказ о его смерти: по преданию, основоположник мимансы погиб от бивней разъяренного слона). Значительный интерес представляет само имя Джаймини, которое принадлежало одному из самых уважаемых брахманских кланов в Арьяварте. Достоянием этого рода (готры) была одна из древнейших Брахман — Джайминия-брахмана.
“Миманса-сутры” состоят из двенадцати разделов (адхьяя). Среди “философских” сутр это не только самый древний сборник, но и самый большой: в его состав входят 2745 сутр. Основная тема “Миманса-сутр” — исследование дхармы. С историко-фияософской точки зрения особенно интересны первые пять сутр — своеобразное “теоретическое введение” в мимансу. Они содержат определение основной задачи, которую решали ее адепты, — исследование дхармы, характеристику самой дхармы и указание на ведийские предписания как единственный источник знания о ней. Однако в основном “Миманса-сутры” посвящены прикладным вопросам. Учение о вечном ведийском слове используется для того, чтобы привести в систему ритуальные правила брахманизма, зачастую противоречащие друг другу Основные ритуально-экзегетические темы сутр: определение предписания (видхи), очередность ведийских речений, основной и дополнительный обряды, разъяснение смысла обрядов и тех жизненных целей, которых можно достичь с их помощью (кратуартха и пурушартха); последовательность обрядов (крама), вопрос о том, кто имеет право совершить обряд и воспользоваться его плодами (адхикара); перенос тех или иных деталей основного жертвоприношения, “жертвоприношения-модели” на “частный” обряд, производный от него; изменение мантр, с тем чтобы они были пригодны для другого обряда (уха), отмена одного обряда ради другого (вадха) и их комбинация (самуччая); обряд, который надлежит совершить всего лишь один раз, т. к. в результате закладывается основа для других жертвоприношений (тантра); действия, которые следует совершать при совершении каждого обряда (авапа); использование элементов одного жертвоприношения при совершении другого (прасанга) и замена одного обряда другим (викальпа).
А. В. Пименов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.