Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - монгольская общественная мысль

Монгольская общественная мысль

МОНГОЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

МОНГО́ЛЬСКАЯ ОБЩЕ́СТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Особенности формирования обществ. мысли монг. народа проистекают из своеобразных особенностей формирования монг. нации, вобравшей в себя элементы культуры завоеванных монг. войсками стран и областей.

До образования Монг. гос-ва (1206) среди монг. племен безраздельно господствовало шаманство, древняя религия монголов, оказавшая большое влияние на формирование общественной мысли в Монголии.

После образования монг. гос-ва шаманство стало вытесняться новой религией – буддизмом (желтой верой), для проповеди к-рого привлекались тибетские ламы. Это привело к распространению ламаизма, чему способствовало также и то, что он очень упростил обрядность для масс верующих и включил в свой пантеон местных богов. Вместе с ламаизмом в Монголию стали проникать филос. трактаты буддийских монахов. Первое филос. соч. такого рода – "Разъяснение познаваемого" – написано Пагба-ламой Лодой Чжалцаном (1235–80). К 16–17 вв. ламаизм распространился по всей Монголии и стал офиц. религией. С этого времени начинается деятельность наиболее крупных и известных монг. философов, толкователей и комментаторов буддийских филос. трактатов Сумба Хамбо Еши Бальчжира, Балдана Цорчжэ, Агван Дандар Лхарамбы и Сахар Лубсан Сультима. Сумба Хамбо Еши Вальчжир (1704–88) – историк и философ, среди его трудов важное место занимают исследования по осн. проблемам буддийской философии. Балдан Цорчжэ в 1846 написал книгу в трех томах по истории философии с целью прокомментировать "Историю философии Индии" Гунчена Чжамьяна Шадпа Дорчже (1649–1723) – крупного тибетского ученого и философа. Балдан Цорчжэ разбирает около 570 филос. школ и направлений в Индии и особо выделяет буддийскую школу. Наибольшее место в книге занимает толкование и пропаганда идей столпов буддизма Нагарджуны и Асанги. Агван Дандар Лхарамба (Агван Дандар Алашанский) посвятил свои работы логике, философии и теории поэзии. Он разрабатывал вопрос об обосновании чужой одушевленности, причем ставил его в плане опровержения солипсизма.

Агван Дандар дает также изложение буддийского идеализма, разбирает вопрос о познавании человеком своей собств. духовной жизни и пишет о мистическом (иогическом) восприятии. Сахар Лубсан Сультим тоже в основном комментировал и толковал буддийские филос. трактаты. Одним из гл. его соч. является комментарий на "Учение о мышлении" Асанги. В нем Сахар Лубсан исследует вопросы причинной связи в теории мышления, проблему отсутствия индивидуального "Я" в буддийской философии и излагает теорию воздержания от греховных поступков. В связи с этим рассматриваются вопросы об абсолютной и относит. истинах, о шести элементах интуитивного познания. Кроме того, он разбирает различие между махаянистской философией и философией хинаяны. В заключение автор пишет о том, что вещи состоят из множества дхарм, к-рые следуют друг за другом в непрерывной последовательности. Как и Асанга, он считает это важнейшим положением буддизма. Свое понимание махаянистской теории пустоты Сахар Лубсан Сультим излагает так: "Все пусто, потому что все, что существует, существует благодаря зависимому происхождению. А отсутствие самостоятельного или независимого показывает нереальность объектов, их пустоту" (Соч., т. 1, соч. No 25).

Несмотря на засилье буддизма с его проповедью смирения и непротивления, в монг. народе жило стремление к свободе и независимости, нашедшее отражение в разнообразном устном народном творчестве. В распространенном в Монголии "Сказании о Гэсэре" воспевается Гэсэр – вождь простых людей, защищающий их от козней лам и князей.

Исключительно большое внимание на развитие освободит. движения монг. народа оказала рус. революция 1905–07. Победа Окт. революции открыла монг. народу перспективу социалистич. развития. Под ее непосредств. влиянием в Урге (Улан-Батор) в 1919 образовались революц. кружки, пропагандировавшие в массах монг. народа идеи Октября. Их деятельность сыграла большую роль в формировании передовой обществ. мысли предреволюц. Монголии. На базе этих кружков была создана Монгольская народнореволюционная партия (1921), идеологич. основой деятельности к-рой стал марксизм-ленинизм.

Лит.: Васильев В., О нек-рых книгах, относящихся к истории буддизма, в библиотеке Казанского университета, в кн.: Уч. зап. имп. Академии наук по первому и третьему отделениям, т. 3, СПБ, 1855; Дармакирти, Обоснование чужой одушевленности. С толкованием Винитадевы пер. стибетского Ф. И. Щербатского, П., 1922; Лауфер Б. Очерк монгольской лит., пер. с нем., Л., 1927; Михайлов Г. И., Ленин о Монголии, в сб.: Памяти В. И. Ленина, М.–Л., 1934; Владимирцов Б. Я., Обществ. строй монголов. Монгольский кочевой феодализм, Л., 1934; Жамцарано Ц. Ж., Монгольские летописи XVII в., М.–Л., 1936, с. 70–78; История Монгольской Народной Республики, М., 1954; История Бурят-Монгольскрй АССР т. 1–2, Улан-Удэ, 1954–59; Банзаров Д., Собр. соч., M., 1955; Востриков А. И., Тибетская историч. лит., М., 1962; Mерпрет. Η. Я., Πашуто В. Т., Черепнин Л. В., Чингис-хан и его наследие, "История СССР", 1962, No 5.

П. Хадалов. Улан-Удэ.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое монгольская общественная мысль
Значение слова монгольская общественная мысль
Что означает монгольская общественная мысль
Толкование слова монгольская общественная мысль
Определение термина монгольская общественная мысль
mongolskaya obschestvennaya mysl это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):