Философская энциклопедия - монофелиты
Монофелиты
МОНОФЕЛИТЫ
(от греч. μόνος – единственный и ϑέλημα – воля) – сторонники религ.-политич. учения в Византии 7 в., возникшего после отделения монофизитских церквей в вост. провинциях (см. Монофизиты) как попытка компромисса с монофизитами. Признавая в соответствии с решением Халкидонского собора в Христе две природы, М. утверждали, что ему свойственна одна воля, одна "богочеловеческая действенность (энергия)". Против учения М., выдвинутого епископом Фасиса Киром, выступил Максим Исповедник, утверждавший, что монофелитство есть замаскированное монофизитство и что две природы Христа – божественная и человеческая – не могут иметь одну волю. В 680 на Константинопольском соборе учение М. было осуждено как еретическое.
Монофелитство было, по существу, последним этапом в истории христологич. споров 4–7 вв. С его разгромом церковь утвердила мистич. учение о двух природах (и двух волях) в Христе, составлявшее богословскую основу представлений об отсутствии непроходимой грани между человеческим и божественным и питавшее смутную надежду верующих на слияние в далеком будущем с божеством. В отличие от ранних христологич. ересей (особенно арианства и несторианства), опиравшихся на элементы античного рационализма, учение М. было пронизано всевозможными суевериями (напр., М. выступали с обещанием воскресить мертвецов).
Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы VI, VII и VIII вв., 3 изд., СПБ, 1904; Owsepian G., Die Entstehungsgeschichte des Monothelismus..., Lpz., 1897; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 292–95, 430–33.
А. Каждан. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.