НОМОС И ФЮСИС
НОМОС И ФЮСИС
(греч. и , букв. — закон и природа), понятия др.-греч. философии, одно из осн. противопоставлений в учениях софистов наряду с родственным ему противопоставлением «тесис и фюсис» (букв.— установление и природа)
, ставших в 5 в. до н. э. у софистов и близких к ним мыслителей важнейшим орудием критики законов и обычаев, представлявшихся несправедливыми. В условиях быстрого разрушения традиц. уклада и норм жизни расширение гео-графич. кругозора и знакомство с обычаями различных народов (сводка такого материала была сделана софистом Гиппием и получила широкую известность) привели к тому, что порядки, казавшиеся прежде единственно возможными по природе («фюсис»), теперь сопоставлялись с совсем иными установлениями др.
народов, из чего делался
вывод, что каждый
народ живёт по своему
собств. закону
(«номос»). Так, уже Геродот сопоставлял эллинский
обычай сожжения трупов умерших с обычаем
инд. племени каллатиев, согласно которому сын должен съесть тела умерших родителей
(Геродот III 38). Отсюда делались выводы о том, что законы и обычаи — дело рук самих людей и могут быть ими изменены. Гиппй, по словам Платона, указывал на то, что законы в ряде случаев понуждают человека к тому, что противно природе
(Платон, Протагор 337С).
Архелай, ученик Анаксагора, утверждал, что все этич. оценки основываются только на «законе», а не на «природе»
(Диоген Лаэртий II 16).
Софист Алкидамант утверждал, что никто не является рабом по природе
(«Схолии к Аристотелю», «Риторика» 1373 Ь). В 5
в. до
н. э. начались также споры о том, возник
ли человеч.
язык «по природе», так что вещам естественно соответствуют их названия, или «по установлению», в результате произвольного соглашения людей.
Heinimann Р., Nomos und Physis, Basel, 1945; Poillenz M., Nomos und Physis, «Hermes», 1953, Bd 81, H. 1—4, S. 418—38.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
.