Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - нравственной санкции теории

Нравственной санкции теории

НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ ТЕОРИИ

НРА́ВСТВЕННОЙ СА́НКЦИИ ТЕО́РИИ

или а п п р о б а т и в н а я э т и к а (от лат. approbatio – одобрение, санкция), – класс этич. теорий, для к-рых характерен авторитарный способ обоснования нравственности. В истории этики в большинстве теорий моральные понятия обосновывались по принципу целесообразности (т.н. консеквенциальная этика): добро определялось как то, что способствует осуществлению тех или иных целей или к.-л. результата, напр., содействует развитию какого-то историч. процесса (эволюционная этика), приносит людям наслаждение, счастье, пользу (см. Гедонизм, Эвдемонизм, Утилитаризм). В теориях же данного типа содержание моральных понятий выводится из того факта, что они кем-то санкционированы, провозглашены или утверждены к.-л. авторитетом, к-рый и считается конечным и высшим основанием (критерием) нравственности. Осн. вопросом относительно происхождения и природы морали считается вопрос о том, кто является ее законодателем. С этой т. зр. оказывается невозможным рацион. анализ морали, основывающийся на знании законов общества и потребностей человека. В зависимости от того, кто выставляется в качестве законодателя нравственности, Н. с. т. подразделяются на три вида – теологические, или теории божеств. санкции, психологические, или теории нравств. чувства, и социально-аппробативные.

Теория б о ж е с т в . с а н к ц и и исходит из общей посылки религ. этики, что единств. законодателем морали является бог, к-рый провозгласил законы нравств. жизни человека. Но сами эти законы понимаются различно: либо как разум, либо как воля бога. В отличие от теологов, допускающих в каких-то пределах возможность рацион. обоснования этих законов (Фома Аквинский, Ж. Маритен, Э. Жильсон), представители религ.-аппробативной этики считают, что содержание моральных понятий определяет воля бога, к-рая не поддается рацион. объяснению, должна быть принята исключительно на веру и раскрывается человеку только в откровении (К. Барт, Р. Нибур и др. представители протестантской неоортодоксии). Это фидеистское истолкование нравственности содержит в себе элементы как морального догматизма, так и волюнтаризма.

Теория нравств. чувства имела большое распространение в Англии в 17–18 вв. (Смит, Юм, Шефтсбери, Хетчесон). В совр. бурж. этике ее представителями являются Э. А. Вестермарк (Финляндия), Мак-Дугалл, А. Роджерс, Ф. Шарп (США), А. Сатерленд и А. Шэнд (Англия). Согласно этой концепции, содержание понятий добра и зла, на основе к-рых человек вырабатывает принципы поведения и оценивает поступки, определяется особыми чувствами одобрения и осуждения, коренящимися в человеч. психике. Этому положению иногда придается и тот смысл, что высказываемые людьми оценки и предписания в сущности ничего не говорят об объективном значении тех или иных поступков, а выражают лишь субъективные эмоции людей. В зависимости от того, понимаются ли моральные чувства как врожденные или воспитуемые, теория нравств. чувства тяготеет либо к моральному абсолютизму (Шефтсбери, Роджерс), либо к релятивизму (Вестермарк, Шарп).

Социально-аппробативная теория была выдвинута на рубеже 19–20 вв. франц. социологами Дюркгеймом и Леви-Брюлем. Они выступили с критикой традиц. представлений о том, что моральные понятия людей несут в себе какое-то объективное содержание. Согласно их взглядам, значение понятий добра и зла сводится к тому, что одни поступки общество одобряет, а другие осуждает, что в этих понятиях выражена санкция общества и ничего более. Такое понимание нравственности указывает лишь на авторитет общества в вопросах морали, но не раскрывает происхождения нравств. идей и не идет дальше констатации к.-л. санкционированных существующим обществом нравств. норм и принципов.

Лит.: Смит Α., Теория нравств. чувств, СПБ, [1895 ]; Дюркгейм Э., О разделении обществ. труда, О., 1911; Юм Д., Трактат о человеч. природе. Кн. третья. О морали, Соч., т. 1, М., 1965; Hutсheson F., A system of moral philosophy, L., 1755; Sutherland Α., The origin and growth of the moral instinct, v. 1–2, L., 1898; Schaftesbury Α., Characteristics of men, manner, opinions, times, [another ed. ], v. 1–2, L., 1900; Lévy-Bruhl L., La morale et la science de moeurs, 9 éd., P., 1927; Westermarck Ε. Α., The origin and development of moral ideas, L., 1906; MacDougall W., An introduction to social psychology, L., 1908; Shand A. F., The foundations of character..., 2 ed., L., 1920; Rоgers A. K., The theory of ethics, N. Y., 1922; Durkheim E., Les formes élémentaires de la vie réligieuse, 4 éd., P., 1960; Sharp F. C, Ethics, N. Y.–L., 1928; Westermarсk Ε. Α., Ethical relativity, N. Y., 1932; Βarth Κ., The doctrine of the word of god, N. Y., 1936; Вrunner Ε., Das Wort Gottes und der moderne Mensch, В., [1937 ]; его же, The scandal of Christianity, Phil., 1951; его же, Gott und sein Rebell, Hamb., 1958; Niebuhr R., The nature and the destiny of man. A Christian interpretation, Ν. Υ., 1955.

О. Дробницкий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое нравственной санкции теории
Значение слова нравственной санкции теории
Что означает нравственной санкции теории
Толкование слова нравственной санкции теории
Определение термина нравственной санкции теории
nravstvennoy sankcii teorii это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):