Философская энциклопедия - относительности лингвистической теория
Относительности лингвистической теория
ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИЯ — лингвистическая теория (гипотеза), утверждающая зависимость структуры мышления и способа познания внешнего мира от структуры используемого естественного языка. Она была сформулирована Э. Сепиром и его последователем Б. Л. Уорфом в 1930-е гг. в США; ее другое название — “гипотеза Сепира — Уорфа”. Особое внимание исследователей теория лингвистической относительности привлекла в 1950-х гг., когда X. Хойер в ряде своих работ провел ее критический анализ, а в 1953 на конференции в Чикаго она стала предметом всестороннего обсуждения среди философов, лингвистов, психологов и др.
Будучи этнографом и лингвистом, Сепир изучал культуру и языки ряда племен североамериканских индейцев. Эти языки входят в группу инкорпорирующих языков, для которых характерны особые способы образования языковых выражений, напр. в состав глагола могут включаться дополнения, в состав существительного — указание на время, так что предложению в европейских языках: “Дом был” — в инкорпорирующих языках будет соответствовать предложение типа: “Дом-в-прошлом есть”.
Теория лингвистической относительности утверждает, что мысленное членение мира, формирование системы понятий, в которых ведется осмысление мира, происходит в соответствии с системой категорий естественного языка, которым пользуются субъекты познания: “...“реальный мир” в значительной степени строится на основе языковых норм данной группы” (Сепир). В различных естественных языках имеют место разные системы категорий и “сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем” (Уорф). Согласно теории лингвистической относительности, тип языка определяет не только формы поведения языкового коллектива, но в целом и тип культуры, и тип мышления, т. е. принятую в ней логику. Отсюда характерное для европейской культуры понимание времени и доминирование в ней классической логики объясняется как производное от типа европейских языков.
Лит.: Сепир Э. Язык. М.—Л., 1934; Сепир Э. Лингвистика и логика.— В кн.: Новое в лингвистике, вып. l. M., I960; Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку.— Там же; Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. К., 1974; Абрамян Н. Л. Гносеологический анализ языкового значения. Ереван, 1986; Selected Writings of Edward Sapir in Language, Culture and Personality. Berk.—Los Ang., 1951.
Г. В. Гриненко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.