Философская энциклопедия - относительности лингвистической гипотеза
Относительности лингвистической гипотеза
ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИПО́ТЕЗА
(гипотеза Сепира – Уорфа) – гипотеза о зависимости типа мышления и поведения членов языкового коллектива от типа языка. Исследуя языки и культуры различных индейских племен, амер. лингвист и этнограф Э. Сепир и его последователь Б. Ли Уорф обнаружили известное типологич. сродство между ними, к-рое может быть противопоставлено такому же типологич. сродству европ. языков и культур. Из этого Сепир, а затем Уорф сделали след. выводы: 1) типология обществ. жизни и обществ. произ-ва, как типология поведения, определяется всеми институтами культуры, в т.ч. языком; 2) язык среди др. институтов культуры занимает место посредника между мышлением и обществ. жизнью и обществ. произ-вом, а потому тип языка определяет тип мышления и тип поведения языкового коллектива. Исходя из этих выводов, Уорф сформулировал след. гипотезу (см. его ст. Лингвистика и логика в сб. "Новое в лингвистике", вып. 1, М., 1960): совр. мировая культура развилась, опираясь на европ. языковой тип, к-рый определил тип нормативного, с европ. т.зр., поведения и мышления. Напр., в мировой культуре возобладала европ. концепция времени и европ. логика, предопределенные формами европ.
языкового типа. Если допустить, что совр. мировая культура развилась бы на иной лингвистич. основе, то, по-видимому, создались бы иные правила мышления и т.п. Хотя рассуждение здесь проведено не вполне корректно (напр., не учтено, что европ. языки, в отличие от индейских, располагают не только звуковыми, но и письм. знаковыми системами, а также книгопечатанием; это, конечно, само по себе меняет тип развития культуры и подрывает базу под сравнением Уорфа), тем не менее О.
л. г. сохраняет ценность в семиотике как одно из средств объяснения механизмов и источников развития культуры.Ю. Рождественский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.