Философская энциклопедия - перипатетики
Перипатетики
ПЕРИПАТЕТИКИ
(от греч. peripatos — прогулка) — др.-греч. философы, участники аристотелевского Ликея (с 335/334 до н.э., расцвет при Деметрии Фалерском, 317—307 до н.э.). Преемник Аристотеля по руководству школой (схоларх) — Феофраст (Теофраст), автор многих сочинений. В «Метафизике» (фрагменты) Феофраст ограничивает телеологизм Аристотеля в пользу случайности, отмечает противоречивость учителя в его концепции неподвижного перводвигателя, отстаивает учение Аристотеля о вечности мира во времени, выступая против стоиков с их периодическими космическими пожарами, о Боге как само-себя-мыслящем мышлении. Феофраст — автор первой проблемной систематической истории философии — «Мнения физиков». Как автор «Об истории растений» и «О причине растений» (обе работы сохранились), Феофраст — «отец ботаники». Он описал 550 видов растений, «причины растений» — влияние среды и наследственность. Феофраст — эмпирик: «чувство и различие созерцает, и начала исследует», «началом доказательств является чувство» (Климент Александрийский). Феофраст первым стал отличать огонь от земли, воды и воздуха: огонь самостоятельно, без горючего материала не существует, В «Характерах» (сохранились) описано 30 типов людей с преобладанием к.-л. отрицательной черты: подлость, бесстыдство, бессовестность, льстивость, крохоборство, болтливость, угодничество и др. Комедиограф Менандр — ученик Феофраста. Совпадение названий ряда сохранившихся трудов Аристотеля и несохранившихся Феофраста («Физика», восемь книг; «Аналитика первая», «Аналитика вторая», «Топика») породили гипотезу, что автор этих трудов — Феофраст.
Перипатетик Дикеарх определил окружность Земли в 300 тыс. стадий (52 тыс. км). Идеальное гос-во должно сочетать в себе элементы монархии, аристократии и демократии (предвосхищение Полибия). Человечество прошло «три века»: «золотой» (век праздности и мира), пастушеский и земледельческий. Все состоит из четырех стихий. Душа как преходящая гармония этих стихий в человеческом теле смертна.
Перипатетик Аристоксен (известные через Диогена Лаэртского, Порфирия и Ямвлиха труды: «Жизнь Пифагора», «Пифагорейский образ жизни», «Пифагорейские мнения» и др.) — теоретик музыки. Мужественная музыка воспитательна, женственная расслабляющая музыка ведет к утрате свободы. Духа нет. Сила чувства — от строения тела.
Перипатетик Евдем Родосский — автор трудов по истории математики.
Третий схоларх Стратон (годы схолархата — 287— 268 до н.э.) писал на метафизические, этические, политические и психологические темы. Но главное у него — физика (прозвище «Физик»). Стратон отвергает телеологию Аристотеля, целевые причины. Все объяснимо естественными и действующими причинами. Все сущее произведено природой как самодостаточной и самопроизвольной силой, не имеющей божественности, жизни, сознания и личности. Главная естественная причина — сила тяжести, именно она упорядочивает космос (вертикальность земли, воды, воздуха и огня). Стратон отверг пятую сущность (квинтэссенцию) Аристотеля (небесные тела). Признав пустоту, не принял атомизм. Атомы — «Демокритовы грезы». Скорость падающего тела возрастает с расстоянием. Мирового разума (активный интеллект Аристотеля) не существует. Время — мера не только движения (Аристотель), но и покоя. Душа смертна. Знание — движение души, берущее начало в органах чувств.
Ликон (годы схолархата — 268—225 до н.э.) — практический этик, по его мнению, высшая цель жизни — «истинная радость души». Пятый схоларх, этик Аристон Кеосский, различил высокомерие и гордость — «величие души».
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.