ЕВДЕМ
ЕВДЕМ
из Родоса (2-япол. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ. Представитель перипатетической школы, друг и ученик Аристотеля; наряду с Теофрастом ближайший претендент на должность схоларха Ликея ч качестве преемника Аристотеля. После избрания Теофраста (322 дон. э.
), возможно, вернулся на Родос и основал там филиал школы, оставаясь в тесном контакте с Теофрастом (есть свидетельства о переписке). Все соч. Е. утрачены, остались только фрагменты в виде цитат у позднейших авторов. Из всех древних перипатетиков Е. — самый верный и догматич. последователь своего учителя (ср. одноимённые с соч.
Аристотеля «Физику», «Аналитику» и
др.). Герменевтич.
(и, как предполагают, также текстология.) работа Е. над трактатами Аристотеля ставит его у истоков
антич. аристотелеведения и комментаторской
традиции. Другую группу
соч. составляют особо ценные и много цитировавшиеся в древности историко-науч. и религиоведч. труды — осуществление намеченной Аристотелем программы энциклопедич. свода «принятых мнений» , подлежащих диа-лектич. обработке
(ср. «Мнения физиков» Теофраста). Сюда относятся:
история геометрии и арифметики
(до Платона), история астрономии и история теологии
(включавшая также негреч. теогонии), цитаты ив которых остаются уникальным источником. Распространённая в 19
в. т. зр., согласно которой Е. принадлежит «Евде-мова этика» Аристотеля, в наст,
время оставлена.
f Фрагмент ы: W е h г l i Fr., Die Schule des Aristote-s, H. 8, Basel, 19692; Schobe U., Quaestiones Eude-meae de primo physicorum libro, Halle, 1931. Solmsen F., «American Journal of Philology», 1961, v. 82, p. 278—82; Aristoteles. Eudemische Ethik, ubers., komm. v. F. Dirlmeier, B., 19692; M o r a u ? P., Der Aristotelismus bei den Griechen, Bd l, B.—N. Y., 1973, S. 8—9.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
.