Философская энциклопедия - евдор
Евдор
ЕВДОР (Εΰδωρος) Александрийский (сер. — 2-я пол. 1 в. до н. э.) — греческий философ, представитель среднего платонизма. Слушал Антиоха Аскалонского (вероятно, в Александрии), но отказался от его стоической ориентации (кроме, вероятно, вопросов практической астрономии, где Евдор мог следовать ученику Посидония Диодору Александрийскому — Achill, intr. in Arati phaenom-, p. 30, 20 sqq., 40, 15 Maass). Сочинения не сохранились; по упоминаниям и цитатам известны доксографический компендий “Основные проблемы философии”, использованный Арием Дидимом и посвященный этическим и физическим проблемам; комментарий к “Тимею” Платона (Plut., De an. procr. 16, 1019e sqq., сообщает, в частности, о толковании “Тимея” 35 b—c и о специальном внимании Евдора к числовьм соотношениям при составлении смеси души); толкование отдельных мест из “Метафизики” Аристотеля (Alex. Aphrod. In Met., p. 59, sqq. Hayduck); сочинение о принципах пифагорейского учения; традиционное школьное рассуждение о разливах Нила (Страбон. “География” 17,790) и др.
Признавая трехчастное деление философии, Евдор на первое место ставил этику, считая целью нравственного совершенствования “посильное уподобление божеству” (изложение у Стобея, Eel. eth. II 42, 7 sqq.; 49, 8). Началом всего Евдор признавал единое, которое стоит над оппозицией монады (= видов) и диады (= материи) и порождает ее (Sьnpl. In Phys. p. 181,10 sqq. Diels). Толкуя “Тимея” в согласии с Ксенократом и Крантором (Plut. ibid. 3,1013b), Евдор признавал мир сотворенным, но не во времени (такое — небуквальное — понимание демиургического акта в “Тимее” было принято последующими платониками и неоплатониками). В лице Евдора пифагорейски окрашенный платонизм впервые сознательно противопоставил себя не только академическому скепсису (что сделал уже Антиох из Аскалона), но и стоическому материализму, а также аристотелизму, метафизическое и логическое учение которого принималось с большими оговорками, а учение о десяти категориях оспаривалось (Simpl. In Cat., p. 174,14 sqq.; 256,16 sqq. Kalbfleisch), — тенденция, поддержанная Никостатом и Плотином.
Лит.: Dome If. Der Platoniker Eudoros von Alexandreia. — “Hermes”, 1944. Bd 79, S. 25-39 (= Platonica minora. Munch., 1976, S. 297—309); DillonJ. The Middle Platonists, L., 1977, 2 ed. 1996, p. 115-135. См. также лит. к ст. Средний платонизм.
Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.