Философская энциклопедия - розенцвейг
Розенцвейг
РОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Франц (25 декабря 1886, Кассель — 12 декабря 1929, Франкфурт-на-Майне) — религиозный мыслитель экзистенциального направления, переводчикОсновные интересы: философия иудаизма и языка. В 1905—14 преподает в различных университетах; В 1912 защищает под руководством Ф. Мейнеке диссертацию. До 1918 — служит в частях регулярных войск. В 20-х гг. под влиянием Г. Когена, О. Розенштока-Хюсси и М. Бубера Розенцвейг сосредоточивается на философском осмыслении иудаизма и практической религиозной деятельности. Становится одним из основателей (17 октября 1920) “Свободного еврейского учебного дома” (Freies judisches Lehihaus).
Религиозно-философские идеи Розенцвейг излагает в своем главном сочинении — “Звезда спасения” (Stem der Erlösung, 1920). Он считает, что три элемента, являющиеся постоянной темой его размышлений — Бог, мир и человек — впервые были открыты и поняты в качестве фундаментальных элементов мира язычеством. Языческая культура осознала также, по мнению Розенцвейга, что эти три элемента образуют динамическое единство. Бог и люди были некогда совершенно оторваны друг от друга. “Восстановить”, воспроизвести это единство мы можем благодаря рассказу (Erzählung), а не благодаря конструированию их нового единства мышлением.
Поскольку откровение — источник веры, а в этом смысле — также и близости и удаленности, то оказывается возможным толковать откровение как исток не только пространства, но и временности. Если человек знает, что благодаря откровению мир рождается каждый день заново — он живет. Язык этого откровения есть диалог. (То, чтомы не знаем Бога, значит, чтоБогу присуще “Да”. То, что, несмотря на это, мы все равно не знаем Бога, значит, что Богу присуще и “Нет”. “Да” и “Нет” — присущи Богу и человеку.) Диалог — основа спасения (Erlösung), и является “снятием” (Auflösung) напряжения между Богом и творением. Три первых элемента (потенции) — Бог, мир и человек, а также три “этапа” “космической истории” творение, откровение, спасение Розенцвейг видит объединенными в сионской звезде: Бог
Творение
Мир
Откровение
Человек
Спасение
Многие мотивы роднят философию Розенцвейга с размышлениями его современников: Хайдеггера, Леттаса и др. Однако в отличие от Хайдеггера Розенцвейг настаивает на единстве теологии и философии. От других же мыслителей (напр., Левинаса, для которого теология также есть прежде всего иудаизм) Розенцвейга отличает то, что теология в этой связке занимает первое место.
Соч.: Kleinere Schriften. В., 1937; Das älteste Systemprogramm des deutschen Idealismus. Hdib., 1917; Hegel und der Staat. Mönch., 1920; Der Stern der Erlösung. 1920, 3 Aufl., 1954.
Лит.: The Philosophy of Franz Rosenzweig (Conference Proceedings, Hanover, USA). 1976.
И. А. Михайлов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.