Философская энциклопедия - розенкрейцерство
Розенкрейцерство
РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВО — тайное общество, образованное в 17 в., и доктрина, цель которой — всестороннее совершенствование института церкви и достижение устойчивого благоденствия государства и каждой личности. Инициатором создания Союза добродетели (в 1620) был В. Андреэ (1586—1654), предложивший его организацию как религиозного братства. Его фантастико-утопические книги “Confession der Societät und Bruderschaft der Rosenkreuzer” (1613), “Fama fraternitatis Rosenkreuzer” (1614), “iChymische Hochzeit des Christian Rosenkreuz” (1616) были восприняты как изложение доктрины тайного Ордена, с символикой (крест с четырьмя розами), которая впоследствии стала гербом розенкрейцеров. Первая часть словосочетания в термине “розенкрейцер” происходит от латинского слова ros — роса, которая считалась в алхимии символом универсального растворителя минерального сырья. Наиболее известным из розенкрейцеров был английский философ R Фладд (1574—1637).
Морально-этические цели розенкрейцеров эклектически сочсталисьс алхимической практикой в их доктрине, христианская сторона которой подвергалась необратимой эрозии оккультными вкраплениями. Бог для розенкрейцеров — архитектор, призванный поддерживать мир в состоянии равновесия и изображаемый с циркулем, угольником и молотком в руках. На смену Союзу добродетели, распавшемуся в период Тридцатилетней войны, в 1622 пришло братство розенкрейцеров, которое возникло в Гааге и имело отделения в Амстердаме, Нюрнберге, Данциге, Гамбурге, Мянтуе, Венеции и др. В середине 18 в. появились новые розенкрейцеры, входившие в состав высших степеней франкмасонства. Первоначально они возникли в составе шведского франкмасонского братства, представляющего собой причудливую смесь традиционного масонства, храмовничества и розенкрейцерства. Тогда же выделяется гольдкрейцерство, сделавшее акцент на алхимической практике златосереброискательства. Магия и алхимия осмысливались при этом с позиций теософии, гностическая мистика соединялась с астральной и солярной мифологией. франкмасонство (с розенкрейцерством в своем составе), продвигаясь на восток, широко распространилось и в России (см. Масонство “ России). Среди русских масонов (и розенкрейцеров) были И, П. Елагин, И. Е. Шварц, Н. И. Новиков, А М. Кутузов, И. В. Лопухин, П. И. Пестель, M. M. Херасков, М. М. Щербатов, И. Г. Рейхель, Г. П. Гагарин, Н. И. и С. П. Трубецкие, Павел I, А. Н. Голицын, Г. С. Батеньков. В 1782 был основан орден “Златорозового креста”, главная задача которого состояла в познании “Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения”, стала широко печататься розенкрейцеровская литература. Новое розенкрейцерство в России представляло собой обновленный вариант старого розенкрейцерства. В нем сложились два направления: духовно-нравственное, ориентированное на борьбу с упадком нравов в связи с веяниями, шедшими из революционной Франции, и научно-философское, противостоявшее скептицизму французских энциклопедистов.
Лит.: Амфитеатров А. В. Розенкрейцеры.— В кн.: Немеркнущие дали. СПб., 1896; Мезиер А. В. В поисках правды и смысла жизни. Очерк из истории русского масонства. СПб., 1906; Соколовская Т. О. Русское масонство. СПб., 1908; Масонство, или Великое царственное искусство вольных каменшиков. СПб., 1911 ; Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг., 1917; Берберова Н. Люди и ложи: русские масоны 20 столетия. М., 1997; Морамарко М. Масонство в прошлом и настояшем. М., 1990; JenningsJ. The Rosicrucians, their Rites and mysteries. L.. 1870.
В. Л. Рабинович
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.