Философская энциклопедия - сань ган у чан
Сань ган у чан
САНЬ ГАН У ЧАН (“Три устоя и пять постоянств”; сокращенно ган чан — “устои и постоянства”) — традиционное для конфуцианства обозначение нормативных отношений между главными социальными ролевыми позициями и нормативных этических качеств. Сочетание “сань ган” восходит к троичной матрице (ср. триграммы “Чжоу ч”, триаду Небо — Земля — человек и т. п.), “у чан” — к пятеричной (“пять элементов” — у син}. Сань ган в “Чунь цю фань лу” (“Обильные росы Весен и осеней”) реформатора древнего конфуцианства Дуя Чжуншу означает “три устоя” отношений между государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой — атрибуты “пути правителя” (ван дао) и требования, исходящие от Неба. Истоки этого определения прослеживаются в “Ли изи”, где говорится, что “устой”, или “норма” (ган, буквально — основной канат рыболовной сети), о которой заповедали помнить “совершенномудрые” правители древности, — отношения между отцом и сыном, правителем и сановником. Словосочетание “у чан” (“пять постоянства) у Дун Чжуншу обозначило качества, над совершенствованием которых должен трудиться правитель (ван): жэнь — “гуманность”, “ — “должная справедливость”, ли — “[этико-ритуальная] благопристойность”, чжи — “разумность”, синь — “благонадежность/доверие”. Основоположник поэднеимперской неоконфуцианской ортодоксии Чжу Си первым применил словосочетание (сань ган у чан) как единое понятие, выражающее проекцию идеального природного порядка на общество. Оно означает предвечно существующие и неуничтожимые “устои и постоянства” (ган чан), тождественные неизменному структурообразующему природному началу — “небесному принципу” (тяньли).
А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.