Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - “шаддаршана-самуччая”

“шаддаршана-самуччая”

“ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ”

“ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ” (санскр. “Saddarsanasamuccaya” — “Сводка [доктрин] шести философских систем”) — один из первых компендиумов по основным системам в индийской философии, составленный в 8 в. джайнским философом-энциклопедистом Харибхадрой, которому приписывается ок. 25 сочинений. Текст “Шаддаршана-самуччаи” написан на санскрите и состоит из 87 стихов (популярным размером шлока). После введения, где Харибхадра уведомляет читателя, что мудрый должен знать шесть философий в соответствии с признаваемыми в них божествами и основными положениями (таттва), он излагает их в последовательности: буддизм, ньяя, санкхья, джайнизм, вайшешика, миманса, локаята. На деле их получается семь, но автор поясняет, что “некоторые” считают ньяю и вайшешику за одну систему: это дает ему возможность добавить локаяту, также включаемую некоторыми философами в требуемую шестерку даршан (ст. 72). Харибхадра излагает положения других даршан настолько объективно, что его конфессиональная принадлежность обнаруживается лишь в одном оценочном замечании, по которому джайнская доктрина свободна от ошибок и противоречий (ст. 53). “Шаддаршана-самуччая” позволяет считать, что ньяя и вайшешика “сливались” в сознании некоторых индийских философов уже в раннем средневековье — еще до образования синкретической ньяя-вайшешики. Удивительное опущение набиравшей силу веданты — “утгара-мимансы” объяснимо лишь при допущении ее ассоциации с “пурва-мимансой”. Безоценочность “Шаддаршана-самуччаи” отличает этот компендиум от буддийской “Таттва-санграхи”, в которой изложение чужих доктрин сопровождается их опровержением. Построение “Шаддаршана-самуччаи” принципиально отличается от структуры ведантийских компендиумов, в которых даршаны излагаются по иерархическому принципу: от “низшей” локаяты к “высшей” веданте. Наиболее обстоятельный комментарий к “Шаддаршана-самуччае” принадлежит джайнскому философу Гунаратне (15 в.).

Изд.: Shaddarsana-samuccaya, by Haribhadra with Gunaratna's Commentary Tarkarahasya-dоpika, йd. by L. Suali. Calcutta, 1905.

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое “шаддаршана-самуччая”
Значение слова “шаддаршана-самуччая”
Что означает “шаддаршана-самуччая”
Толкование слова “шаддаршана-самуччая”
Определение термина “шаддаршана-самуччая”
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):