Философская энциклопедия - вайшешика
Вайшешика
ВАЙШЕШИКА
(санскр., от вишеша — различие, особенность), др.-инд. филос. школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к нъяе, с которой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает, видимо, более ранний этап, чем ньяя. Основателем В. считается Канада (он же Улука), его соч. «Вайшешика-сутра» — первое систематич. изложение теории В. Др. важные источники: «Падартха-дхарма-санграха» Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи и др. Согласно В., существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны — субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и одна отрицательна — небытие (абхава —см. Бхава). Субстанция, представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физич. элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, которая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и все-проникающи [пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутр. чувство]. Субстанция несёт в себе качество, которое не существует вне неё и не проявляет к.-л. активности; оно определяет природу вещей (В. выделяет 24 качества). Действие понимается В. как физич. движение пяти видов — вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение). Некоторые действия не воспринимаются (напр., ума-манаса). Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса (напр., «коровность» — то, что обще всем коровам и существует независимо от рождения или смерти любой из коров). Противоположна всеобщности
категория особенности (вишеша, отсюда назв. школы), индивидуализирующая вечные сущности мира, дифференцирующая их. Под присущностью (или нераздельностью) В. понимала нерасторжимую и постоянную связь (целое и его части, качество или действие и субстанция, общее и особенное).
Наиболее выдающейся частью учения В. является атомистич. теория, объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физич. элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физич. объекты состоят из четырёх видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворённые и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, по движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе В. была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной (мировой цикл).
Радхакришнан С., Инд. философии, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 153—217; Ч а т т е ? д ж и С., Д а т т а Д. Древняя инд. философия, пер. с; англ., М., 1954, с. 40—42, 211— 235; Гостеева Е. И., Философия В., Таш., 19СЗ; U i H., The Vaiaesika philosophy, L., 1917; Faddegon В., The Vaicesjka system, Arast., 1918; Keith А. В., Indian logic and atomism, Oxf., 1921; M i s h r a U., Conception of matter according to Nyaya-Vaicesika, Allahabad, 1936; D i x i. t S h., A critical evaluation of the Vaisesika categories, «Philosophical Quarterly», 1958, v. 31, № 1; D a s g u p l a S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975;
см. также лит. к ст. Ньяя.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.