Философская энциклопедия - вайбхашика
Вайбхашика
ВАЙБХАШИКА
(санскр.), вначале носившая назв. сарвастивада, позднее иногда называвшаяся муласар-вастивада, одна из крупных школ хинаяны. Близка к тхераваде (учению старейших). По решению собора в нач. н. э. в Кашмире (т. н. 4-го буддийского собора) были составлены комментарии к канону (вибхаша) — отсюда назв. школы. Осн. источником для изучения В. служит трактат крупнейшего представителя школы (впоследствии перешедшего и махаяну) Васубандху «Абхидхармакоша».
Основа воззрений В.— учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое буддизмом вообще. Схоластич. реализм В. приводит к утверждению неизменного постоянного числа дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение — это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. В. предполагает многочисл. классификации дхарм, наиболее значимые среди них — ст. зр. течения процесса познания — классификации на сканд-хи, аятаны, или основы сознания, и дхату, группы элементов сознания. Нирвана как абс. реальность предстаёт в В. совершенно отделённой от нирваны как пси-хологич. состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный материальный остаток, выступает как некая вещная данность — дравья (букв.— вещь). Этот примитивный реализм В. смягчается указанием на то, что «материальный» не означает «телесный», а только «непсихический» («угашены феномены сознания»).
см. к статьям Хинаяна, Дхарма, Нирвана.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
.