Философская энциклопедия - синкатегоремы
Синкатегоремы
СИНКАТЕГОРЕМЫ (лат. syncategorema, sincategoreuma) — части речи, не имеющие самостоятельного значения и, в отличие от категорем, значимы лишь в соединении с другими словами. К синкатегоремам относятся глаголы, частицы, слова “все”, “каждый”, “всякий”, “есть”, “нет”, “если”, “или”, “и”. Термин введен Присцианом. Особое значение синкатегоремы имеют в логике У. Оккама, который отличил их от терминов. “Под термином в прямом смысле слова понимают то, что, взятое для обозначения, может быть субъектом или предикатом суждения. И в этом смысле ни глагол, ни союз, ни наречие, ни предлог, ни междометие не есть термин. Ведь многие имена, а именно синкатегоремы, не термины, ибо они, хотя и могут быть крайними членами суждения, если их брать материально или непосредственно, не могут быть таковыми, если их брать как обозначения. Поэтому предложение: ““Читает” — это глагол” — вполне подходяще и правильно, если глагол “читает” берут материально; если же его взять как обозначение, то предложение это будет непонятным. Точно то же относится и к таким предложениям: ““Все” — это имя”, ““Некогда” — это наречие”, ““Если” — это союз”, ““От” — это предлог” (Антология мировой философии, т. 1, ч. 2. М., 1969, с. 903). А. Марта различает категорематические и синкатегорематические знаки. Категорематические знаки — это все средства языкового выражения, а синкатегорематические — соозначающие знаки, “которые имеют значение только вместе с другими частями речи” (MartyA. Über subjektlose Sätze und das Verhältnis der Grammatik zur Logik und Psychologie.— •”Vierteljahreschrift für wissenschaftliche Philosophie”, 1895, Bd. 8, S. 293). Э. Гуссерль в Логических исследованиях”, обсуждая проблему о возможности чистой грамматики и о различии самостоятельных и несамостоятельных значений, рассматривает синкатегорематические части сложных выражений. Он полагает, что синкатегорематика трактует выражения “как носитель содержательно определенных моментов значения, получаемого благодаря известному восполнению”, т. е. такому восполнению, которое достигается с помощью соопределения формой неопределенной материи (Husserl E. Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1922, S. 306).
С. С. Неретина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.