Философская энциклопедия - субъективное
Субъективное
СУБЪЕКТИВНОЕ
то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности. В философии нового и новейшего времени С. нередко дуалистически противопоставляется объективному как некое "внутреннее" достояние субъекта внешней объективной реальности. При этом С. понимается как существующее в двух видах: как знание и как переживание субъектом самого себя, в отличие от окружающих существ и предметов. Марксистская философия считает вопрос об отношении С. и объективного производным от проблемы субъекта и объекта, а сами категории С. и объективного – соотносительными, переходящими друг в друга.
Что касается знания, то оно не есть некая С. сфера, лишь внешним образом соотносящаяся с объектом: будучи особой формой предметной деятельности субъекта с объектом (см. Идеальное), знание говорит не о самом себе, а о воспроизводимом в нем объекте. Такая характеристика знания как С. выражает не принадлежность его к особой субстанциальной области, отличной от объективной реальности, а лишь те моменты, в к-рых всякое знание не вполне адекватно и всесторонне воспроизводит свой объект. В этом смысле познание движется от С. к объективному, от более С. к менее С. Такое развитие нередко приводит к побуждению изобразить превзойденные ступени знания в качестве чисто С., выражающих не объект, а лишь иллюзорное отражение его субъектом; только последняя из достигнутых ступеней знания отождествляется при этом с объектом самим по себе. Напр., развитие механико-матем. естествознания в 17 в. вызвало отождествление объективной реальности с теми ее свойствами, к-рые ухватывались наукой того времени (протяженность, величина и т.д.), а все остальные качества (цвет, запах и т.д.) заставило рассматривать как "вторичные", характеризующие якобы лишь природу субъекта. Сняв метафизич. противопоставленность С. и объективного, марксистская философия показала, что ни одна из ступеней знания не является "чисто" С. или "чисто" объективной, что в процессе движения познания происходит постоянное вытеснение С. в пользу объективного и вместе с тем раскрытие того объективного содержания, к-рое присуще преодоленным ступеням познания. Такого рода объективное содержание присуще всякой иллюзии, всякому заблуждению.
Что касается С. как переживания субъектом самого себя (в основе этого С. лежит "Я – переживание"), то оно выражает неповторимость, своеобразие С. мира каждой личности как особого микрокосма. Однако и этот вид С. не характеризует какое-то особое С. бытие, в к-ром субъект якобы дан сам себе непосредственно. Будучи индивидуальным, это переживание вместе с тем производно от предметной деятельности субъекта и от его общения с др. людьми, выступая как своеобразная интериоризация этой деятельности и общения.
Лит. см. при ст. Субъект.
В. Лекторский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.