Философская энциклопедия - татищев
Татищев
ТАТИЩЕВ
Василий Никитич (19 апр. 1686 – 15 июля 1750) – рус. ученый, историк и философ, гос. деятель. Род. в дворянской семье. Гл. труд Т. – "История Российская..." (кн. 1– 4, М., 1768–84, кн. 5, М., 1848; т. 1–5, М.–Л., 1962–65), над к-рой он работал ок. 20 лет. Т. – автор ряда работ по экономике, лит-ре и языку, географии. Филос. и общественно-политич. взгляды Т. изложены в "Разговоре о пользе наук и училищ" (М., 1887; см. также В. С. Дмитриченко[сост.], Хрестоматия по истории общественно-политической и философской мысли народов СССР эпохи феодализма [18 в. включ.], т. 1, 1959), в "Духовной моему сыну" (СПБ, 1896), в "Предизвещении" и в примечаниях к "Истории Российской...".
Мировоззрение Т. носило деистич. характер; принимая бога в качестве первопричины мира, Т. ставил благополучие людей в зависимость от науки, стремился ограничить веру ради знания, требовал разделения философии и богословия. Будучи дуалистом, Т. признавал две субстанции: телесный и духовный миры, рассматривал человека как единство "двух весьма различных свойств души и тела". Философии Т. придавал первостепенное значение, считая, что она "наука главная есть, чтоб человек мог себя познать" ("Разговор о пользе наук и училищ", М., 1887, с. 2). Сфера же богословия, по Т., – чисто теологич. схоластич. проблемы. Не отрицая полностью религ. идеологии, Т. выступал с критикой церк. догматики и обскурантизма. Он был сторонником гелиоцентрич. учения; отрицал божественность "Песни песней" царя Соломона, обличал корыстолюбие и невежество духовенства, подвергал сомнению святость икон и необходимость ношения крестов.
Одним из первых рус. мыслителей Т. рассмотрел процесс познания, отметив роль чувственной его ступени. Разум, по Т., формируется только благодаря органам чувств; в его утверждении, что знания о предметах слагаются в результате воздействия вещей на органы чувств, видна материалистич. тенденция. Большое место в процессе познания Т. отводил памяти, представлениям, абстракции. В своей классификации наук Т. делил их на телесные и душевные и, кроме того, на "полезные" (естественные и гуманитарные), "нужные" (богословие) и "ложные" (астрология, алхимия, гидромантия).
В своих социологич. взглядах Т. был идеалистом рационалистич. направления (см. "История Российская...", кн. 1, ч. 1, М., 1768, с. XXVI). Его рационалистич. взгляд на историю был шагом вперед по сравнению с фаталистич. концепциями "божеств. провидения" как "двигателя" истории. Общественно-политич. события, полагал Т., зависят не от провидения, а от естеств., объективных факторов: народонаселения, потребностей, нужд развития пром-сти, земледелия, торговли и просвещения. "Всемирное умопросвещение" – вот двигатель историч. прогресса.
Политич. идеал Т. – просвещенный абсолютизм, необходимость к-рого он обосновывал с позиций теории естественного права и общественного договора.
Лит.: Πопов Н., В. Н. Т. и его время, М., 1861; Пекарский П. П., Новые известия о В. Н. Т., СПБ, 1864; Πлеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 21, М.–Л.. 1925; Тихомиров М., В. Н. Татищев, "Историк-марксист", 1940, No 6/82; Пушкин А. С., Полн. собр. соч., т. 6, М., 1950, с. 56–61; Алефиренко П., Социально-политич. воззрения В. Н. Т., "Вопр. истории", 1951, No 10; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 107–11; Петров Л. Α., Филос. взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира, "Тр. Иркутского ун-та. Серия философская", 1957, т. 20, вып. 1; его же, Социологич. взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира, там же, 1958, т. 20, вып. 2; его же, Общественно-политич. взгляды Прокоповича. Татищева и Кантемира, там же, 1959, т. 20, вып. 3; Дейч Г. М., В. Н. Татищев, Свердловск, 1962; Gran С., Der Wirtschaftsorganisator, Staatsmann und Wissenschaftler N. Tatiščev (1686–1750), В., 1963;
Л. Петров. Иркутск.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.