Философская энциклопедия - тянь ли жэнь юй
Тянь ли жэнь юй
ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ (кит. — небесный принцип и человеческие желания; сокращенно — ли юй) — понятия китайской философии. Впервые упоминаются в тексте *Ли цзи”, глава “Юе цзи” (“Записки о музыке”): “Если чувственное отношение человека к вещам предельно ограничено, а его доброе и злое отношение к людям не переступает нравственной меры, то тогда вещи действуют по назначению и человек следует за ними. Когда же человек изменяется вещами, тогда гибнет небесный принцип (тянь ли) и до предела развертываются человеческие страсти (жэнь юй)”. Т. о., утверждается, что человеку изначально присущ небесный принцип, следуя которому он должен усмирять свои страсти, т. е. эмоционально-чувственную и познавательную деятельность.
Специально этой теме была посвящена теоретическая дискуссия, возникшая в период династии Сун (10—13 вв.) и Мин (14—17 вв.) в рамках учения о принципе (ли сюэ). Под словосочетанием “тянь ли” Неоконфуцианцы понимали по существу такие неизменные нравственные принципы человеческого существования, как “гуманность” (жэнь), “справедливость” (в), “благопристойность” (ли) и “мудрость” (чжи), а под словосочетанием “жэнь юй” — живые человеческие страсти. Чэн Я придерживался традиционной точки зрения, согласно которой “небесные принципы” и “человеческие желания” диаметрально противоположны и отрицают друг друга: “О, как же страдают люди от своих желаний! Люди, совершающие недобрые дела, побуждаются к этому своей страстью” (“И шу”, гл. 25). Ту же мысль отстаивал Чжу Си: “Если небесный принцип сохраняют, то человеческие желания погибают: если же человеческие страсти одерживают победу, то небесный принцип погибает” (“Чжу цзи юй лэй”, гл. 13). Наиболее полное воплощение “небесного принципа” в человеке было описано в концепции Ван Яшина о “доведении до конца благосмыслия”, т. е. того, что “объединяет совершенно мудрых и глупых”.
Противоположное решение проблемы соотношения “небесного принципа” и “человеческих желаний” — их объединение—было предложено ХуХуном( 11 в.), ЕШи(12в.),Чэнь Лянем (12 в.), Ван Фучжи к Дай Чжэнем.
В. В. Зайцев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.