Философская энциклопедия - уайлд
Уайлд
УА́ЙЛД
(Wild), Джон (p. 10 апр. 1902) – амер. философ, проф. Гарвардского и Иельского ун-тов. Филос. взгляды У. претерпели эволюцию. В 1947 он создает Ассоциацию реалистич. философии (Association of realistic philosophy), в 1953 под редакцией У. выходит коллективная работа членов ассоциации – "Возвращение к разуму" ("Return to reason", N. Y., 1953). Свою филос. доктрину в этот период У. рассматривает как дальнейшее развитие реалистич. концепций в амер. философии – неореализма и критического реализма, несмотря на серьезные к ним поправки. Согласно У., эти школы свели философию к теории познания, но с упразднением онтологии гносеология лишалась объекта, процесс познания к-рого она была призвана объяснить, и тем самым превращалась в систему бессодержат. категорий. В неореализме, признавшем имманентность объекта субъекту, знание становилось равным объекту. В критич. реализме непосредств. объект познания сводился к содержанию сознания субъекта; действительность же оказывалась за пределами возможности адекватного познания, а переход от субъекта к объекту – неосуществимым. Поэтому У. обращается к разработке онтологии (см. "Введение в реалистическую философию"– "Introduction to realistic philosophy", N. Y., 1948). Он развивает принципы объективного идеализма в аристотелевско-томистском духе: "первопричина" – идеальное начало – определяет собой бытие и развитие действительности, сама оставаясь неизменной. Процесс дознания рассматривается У. в виде интенциональной связи субъекта с объектом. Поскольку У. в традициях томистской гносеологии наделяет действительность идеальным содержанием, то оказывается, что субъект в процессе познания познает не нечто противоположное сознанию, а духовную природу бытия; т.о., по У., гарантируется возможность перехода от субъекта к объекту, т.е. адекватность познават. процесса. В работах последних лет – "Вызов экзистенциализма" ("The challenge of existentialism", Bloomington, 1955) и др. – У. все больше склоняется к экзистенциализму, декларируя необходимость синтеза этой философии со своей реалистич. теорией.
Соч.: George Berkeley, Camb., 1936; Plato's theory of man, L., 1946; Plato's modern enemies and the theory of natural law, [Chi., 1953]; Human freedom and social order, Durham, 1959.
Лит.: Ермоленко Д. В., Совр. бурж. философия США, М., 1965, с. 275–76; Григорян А. Г., Экзистенциализм в США, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966.
Д. Луканов. Горький.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.