Философская энциклопедия - уэвелл
Уэвелл
УЭВЕЛЛ (Whewell) Уильям (24 мая 1794, Ланкастер ο марта 1866, Кембридж) — английский философ и логик. Учился в Кембридже, профессор минералогии (1828—32), профессор моральной философии (1838—55) в Кембридже сначала в Тринити-колледже, затем в университете (с 1855). Разрабатывал проблемы индукции и развил индукгивистскую концепцию науки в работах “История индуктивных наук” (1837) и “Философия индуктивных наук” (1840—41). В противовес Д. Ст. Миллю подчеркивал, что индукция основывается на идеях как источнике всеобщего и необходимого знаюю и как принципах знания Знание включает в себя помимо фактов понятия и идеи Идеи позволяют обнаружить законы, которыми управляются явления, и обладают внеопытным происхождением Процесс познания осуществляется в трех актах 1) наблюдении сложных фактов и разложении их на простые и поддающиеся измерению, 2) объяснении идеальных понятии, 3) обобщении элементарных фактов с помощью этих понятий Индуктивистская концепция науки связана с кумулятивизмом В этике Уэвелл стремился выявить общепризнанные, самоочевидные аксиомы, регулирующие практическое поведение человека
Соч • History of the inductive sciences, 3v L , 1837, Philosophy of the inductive sciences, 2 v L , 1840, Elements of morality, including polity, 2 v L, 1845, Lectures on systematic morality L, 1846, Lectures on the hbtory of moral philosophy in England L , 1852, On a liberal education m general Cambr, 1850, Novum organon renovatum L , 1858 On the philosophy of discovery L, I860, в рус пер История индуктивных наук, т 1-2 СПб,1867
Лит Todhunter] W Whewell an Account of His Writings 2 v L 1876, Μαρκова Л А Концепция развития науки В Уэвелла — В кн Учение о н-цке и ее развитии M , 1971, с 194—232, Огурцов А П От натурфилософии к теории науки Μ , 1995
А П Огурцов
ΦΑ (кит. закон, а также образец, правило, метод) — понятие китайской философии и культуры. В учении мо цзя фа тянь — “подражание Небу”, “небесный образец” — общее правило, предписанное Небом как высшей безличной силой и заключенное во “всеобщей любви и взаимной выгоде”, а собственно фа — “метод” (“то, следуя чему, можно получить результат”) и критерий оценки результатов, а также правило получения истинного знания и способ его применения. Для мыслителей школы бич цзя фа — универсальное упорядочивающее начало, строй жизни общества. Категория “фа” стала главной в учении легизма, обозначив юридические законы, сообразные конкретной ситуации и противопоставленные неизменным конфуцианским нормам лв-благопристойности. В конфуцианском по преимуществу трактате “Сюнь-цзы” проявилась тенденция к сближению закона с “благопристойностью”: нарушение правил “благопристойности” означает нарушение закона. С эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) эта тенденция стала характерной для имперской конфуцианской доктрины.
А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.