Философская энциклопедия - вачаспати мишра
Вачаспати мишра
ВАЧАСПАТИ МИШРА (санскр. Vàcaspati Мйга)-индийский философ-энциклопедист, написавший 8 сочинений в традициях всех классических брахманистских систем, за исключением вайшешики. Брахман из Северной Индии (Митхила, совр. Бихар), учился у одного из четверых “столпов ньяи”—Трилочаны. Вачаспати Мишра указал точную датировку одного из своих сочинений (“Индекс ньяи”. содержавший список аутентичных “Ньяя-сутр”), но неизвестно, по какой эре потому одни индологи относят его деятельность к 9 в., другие—к 10 в. Язык Вачаспати Мишры отличался классической точностью. В ньяее помимо индекса Вачаспати принадлежит также комментарий к субкомментарию Уддйотакары на “Ньяя-сутры”— “Ньяя-вартгика-татпарьятика”, где он отражает нападки Дхармакирти и его последователей на Уддйотакару и подвергает критике буддийские теории восприятия, радикальное различение “ощущения” и “понятия”, номиналистическое учение апоха-вады. Вачаспати Мишра формулирует концепцию внешнего критерия истины, которая не самодостоверна, но основывается на умозаключении, подтверждаемом, в свою очередь, успешной практикой. В веданте Вачаспати Мишра в комментарии “Бхамати” истолковал основной труд Шанкары “Брахма-сутра-бхашья”. Различал два мировых незнания (авчдья): субъективное и всеобщее, “корневое” (мулявидья), но считал, в отличие от других течений адвайты, чтоего основой являются скорее индивидуальные души, чем Брахман. Вачаспати-мимансак написал комментарии к трактатам Мандана Мишры и собственный трактат “Таттва-бинду”. В йоге ему принадлежал детальнейший комментарий к “Йога-сутра-бхашье” Вьясы — “Таттва-вайшаради”. Вачаспати написал самый системный из комментариев к “Свя”а;ья-кв .