Философская энциклопедия - вальденсы
Вальденсы
ВАЛЬДЕ́НСЫ
(позднелат. Valdenses) – еретич. христианская секта, возникшая в последней четверти 12 в. и получившая распространение в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии и Испании. Согласно преданию, свое название получили по имени лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valdès), к-рый раздал свое имущество и стал проповедовать бедность. Известна также под названием "Лионские бедняки" (лат. Pauperes de Lugduno), или "Леонисты" (лат. Leonistes). Критикуя католич. церковь, приверженцы секты требовали от нее полного отказа от обладания собственностью и получения доходов, в частности десятины, отвергали право отпущения грехов испорченным католич. духовенством и допускали исповедание мирянами друг другу. Отрицали догмат о Христе, святость креста и икон, существование чистилища, считали каждого честного человека сыном божьим; их утверждение, что все добрые люди являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич. духовенства. В. прямо выступали против приписываемой папе особой миссии – наместника св. Петра. Выдвинутый ими тезис о необходимости слушаться бога, а не людей вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать. Это учение отражало борьбу нар. масс против феод. гос-ва и гор. патрициата, эксплуатировавших крепостных крестьян и ремесленный люд.
В. делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи перфектов (или сандалиатов) и содержавших их "верующих" и "друзей". В. собирались на свои съезды, вели пропаганду против католич. церкви, используя перевод Евангелия на нар. языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых районах (высокогорные области Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приняла специфич. характер, являясь реакцией "патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма", реакционной по форме и содержанию попыткой отгородиться от исторического прогресса (см. Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились во Франции (Савойя), Швейцарии, Италии (Пьемонт) и в 20 в.Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, М., 1938; Егоров Д. Н., Сборник памятников по истории раннего вальденства, М., 1910 (на лат. яз.); Вульфиус А. Г., Вальденское движение в развитии религиозного индивидуализма. Критическое исследование, П., 1916; Бортник Η. Α., Еретические секты Италии первой половины XIII века, в сб.: Средние века, вып. 10, М., 1957; Bender F., Die Waldenser, geschichtlich dargestellt, Ulm, 1850; Dieckhoff Α., Die Waldenser im Mittelalter, Göttingen, 1851; Keller L., Die Waldenser und die deutschen Bibelübersetzungen, Lpz., 1886; Müller K., Die Waldenser und ihre einzelnen Gruppen bis zum Anfang des 14 Jahrhundert, Gotha, 1886; Μontet E., Histoire litteraire des Vaudois du Piemont, P., 1885; Haupt H., Waldensertum und Inquisition im südöstlichen Deutschland, Freiburg, 1890; Cоmba Ε., Storia dei Valdesi, Claudiana, 1930; Mohr W., Waldes und das frühe Waldensertum, "Ζ. Religions und Geistesgeschichte", Köln, 1957, Jg. 9, Hf. 4, S. 337–63.
Н. Бортник. Свердловск.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.